СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Оглашен 9.09.2020 г.                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                        

                                                                                                      Премьер-Министру                                                                                               

                                                                                                                                                                                        Республики Казахстан

                                                                                                                                                                       Мамину А.У.

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Конституция нашей страны утверждает и гарантирует обязательность среднего образования. Конечно, подразумевается, что оно должно быть качественным, чтобы Казахстан занимал достойное место в мировом сообществе, осознавая высокую ответственность перед нынешними и будущими поколениями.

Известные обстоятельства этого года вынудили перевести всю систему обучения на дистанционную форму. Представлялось, что эта модель будет относительно временной. Однако вот уже пятый месяц и второй учебный год образование находится в оковах дистанционного формата.

Наша страна в своей истории переживала разные ситуации. Но всегда, во все времена, и в годы войны, разрухи, и во времена вспышек гораздо более страшных заболеваний, как тиф, чума, туберкулез, школы по всей стране не закрывались и обучение проводилось в его классическом виде - при соблюдении санитарных требований. Хотя обеспечить это в прежние времена было намного сложнее.

Однако сейчас, при наличии и возможностях применения целого комплекса действенных мер безопасности, учебные заведения по распоряжению санитарных служб Минздрава и органов Министерства образовании и науки, в большей своей части для школьников, учащихся и студентов закрыты.

Всё это – по мнению работников учреждений и органов образования всех уровней, педагогического и родительского сообщества, а также самих детей, подростков и молодёжи в итоге привело к следующему:

– заметному снижению качества образования, эффективности обучения, усвоению знаний и уровня компетентности в целом по стране;

– снижению уровня и содержания воспитательного процесса всех субъектов образования, социализации детей.

– лишению детей и молодёжи различных социальных групп равенства в доступе к образованию, увеличению разрыва между разными слоями общества и их маргинализации.

– закрытие школ, других учреждений, особенно дошкольного и среднего звена образования – к слову, вполне подготовленных и оборудованных – создало проблему стихийного и неуправляемого массового перетока учебно-воспитательного процесса и размещения детей в разного рода самодеятельных и сомнительных с позиций качества обучения, рисков для здоровья детей и неподконтрольных никакому мониторингу "продлёнках", центрах досуга и обучения, предшкольной подготовки и т.п., повысив всевозможные риски.

– бездумной, бессистемной, и нескончаемой трате государственных средств на закупку различных технических средств, не синхронизированных друг с другом, разработку платформ, программных и иных инструментов, которые в итоге эффективно не работают или не работают совсем. А огромные суммы народных денег оказываются не эффективно а, зачастую, преступно растрачены.

– лишению семей источников дохода, когда кто-то из родителей (а если это родитель только один, он же – и кормилец), вынужден вместо работы постоянно и неотлучно находиться рядом с ребёнком, сопровождая учебный процесс.

– не предоставлению помощи детям из малообеспеченных семей, число которых за последний период заметно увеличилось, в получении горячего питания, одежды, обуви, канц. товаров, в предоставлении возможности для отдыха и оздоровления, что ранее обеспечивалось за счёт средств фонда всеобуча.

Тем не менее, дистанционное обучение, по-прежнему, продолжают насаждать в нашей стране – в пику диаметрально противоположным мерам в других странах, как-то: Германии, Франции, Великобритании, России, Китае      и т.д. И что самое удивительное и парадоксальное – даже в противовес рекомендациям ВОЗ.

Санитарные службы всех уровней, требуя осуществлять именно этот вид обучения, не могут и не стремятся доступно и аргументировано обосновать свои решения, а действуют безапелляционно, как правило, в принудительном, запретительном и санкционно-карательном формате.

Похоже, они ничуть не озабочены желанием воспитывать у юных и взрослых казахстанцев культуру и культ здорового образа жизни, разумных норм и мотивов поведения граждан в интересах своего здоровья и благополучия, а, лишь защищают себя от любых реально возможных и надуманных последствий! Снимают с себя любую ответственность за обеспечение действительной санитарной безопасности, медицинского локального реагирования, соблюдения эпидемиологических мер при возникшей или возникающей ситуации. Такие подходы разрушают общество, благосостояние, бизнес, рабочие места, обеспечение продуктовой и экономической безопасности, не решая главного - сохранение здоровья граждан.

         В этой связи депутаты-коммунисты требуют кардинально изменить подходы и перевести образование с дистанционного – к обычному и смешанному режиму, при соблюдении санитарных норм, учитывая мнение родителей, попечительских советов и готовность учебных заведений.

         Министерству образования и науки – обеспечить равный доступ к образованию каждого ребенка. Предоставить каждому учебному заведению свободу в выборе формата с каждым учащимся с соблюдением государственного стандарта и в соответствии с санитарными требованиями, самостоятельно, без излишней регламентации и удушающего контроля в соответствии с положениями Законов Республики Казахстан «О статусе педагога» и «Об образовании».

Министерству здравоохранения – обеспечить выполнение рекомендаций ВОЗ не только в части запретов и регламентаций, но и актуальных рекомендаций о локальном, точечном и своевременном и исчерпывающем реагировании на современные вызовы.

Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

            С уважением,

       Депутаты фракции

  «Народные коммунисты»

                                                             

                                                                                                                                                                                                     И. Смирнова

                                                                                                                                  

                                                                                                                    Ж. Ахметбеков

                                               

                                                                       Г. Баймаханова

         

                                                                       А. Конуров 

                                                                                                    В. Косарев

                                              

    М. Магеррамов

                                        

                                                                       Т. Сыздыков

                                                                                            

      

Исп.: Акумбаев Ж.

Тел.: 74-67-77

Akumbaev@parlam.kz