Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Н. Кылышбаева

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом нашего депутатского запроса послужил ряд проблемных вопросов касательно деятельности Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», выявленных по итогам выезда членов Комитета по финансам и бюджету в Алматинскую область 10-12 мая т.г.

Так, в целях обсуждения актуальных вопросов в сфере бизнеса, перспектив развития отраслей экономики и влияния нового налогового и таможенного кодекса на предпринимательство, Комитетом была проведена встреча с руководителями государственных органов и представителями бизнес-сообщества по вопросам налоговой и таможенной политики и администрирования, а также инвестиционного климата.

В ходе заседания руководителями МЦПС «Хоргос» и инвесторами было поднято множество проблемных вопросов, которые требуют законодательного обеспечения, а также принятия соответствующих мер.

Как Вам известно, МЦПС «Хоргос» был создан в октябре 2017 года, с момента создания по сегодняшний день до сих пор не принято решения о создании управляющей компании СЭЗ МЦПС «Хоргос», для которого требуется издание соответствующего постановления Правительства. В настоящее время в компетенцию АО МЦПС «Хоргос», созданного в 2005 году входит только создание, развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры казахстанской части МЦПС «Хоргос».

Указанное обстоятельство препятствует реализации потенциальными инвесторами приоритетных и вспомогательных видов деятельности на территории СЭЗ МЦПС «Хоргос», предоставлению участникам СЭЗ налоговых и таможенных льгот, так как регистрация в качестве участников СЭЗ МЦПС «Хоргос» производится путем заключения договоров с управляющей компанией.

Кроме того, со стороны инвесторов поступило большое количество жалоб в отношении деятельности АО МЦПС «Хоргос», в частности:

возведение АО «МЦПС Хоргос» легковозводимых временных строений, которые сдаются в аренду по низким ценам, тем самым увеличивая риски инвесторов, т.к арендаторы уходят из торговых центров;

требование оплаты за проезд автотранспортных средств и установление необоснованно высокого тарифа в размере 2 405 тенге (1МРП) за одну автомашину со строительными материалами;

ежегодное незаконное повышение ставок субаренды за пользование земельными участками;

вынуждение сотрудников на приобретение пластиковых карт стоимостью 5000 тенге, для прохода через границу (но так как они действуют всего на один вход в сутки, за каждое последующее перемещение сотрудники вынуждены оплачивать по 1500 тенге за вход, изначально данная карта предоставляла право неограниченного числа прохода в день);

запрет ввоза строительных материалов с китайской части МЦПС «Хоргос» (при этом требуется завозить строительные материалы путем декларирования через пункт пропуска «Хоргос», на что уходит очень много времени);

Таким образом, политика, которую проводит АО «МЦПС Хоргос», лишь создает инвесторам различные препятствия в работе, вызывая обоснованные сомнения и беспокойство относительно дальнейших инвестиций.

Помимо этого, существует огромная проблема на международном уровне с пропуском продукции, приобретенной китайскими туристами через границу, что значительно сократило количество туристов с китайской стороны, как потенциальных покупателей, которые могли бы приобретать товары в наших торговых центрах.

Следует отметить, что данный проект реализуется по инициативе глав государств Республики Казахстан и Китайской Народной Республики с целью развития приграничного сотрудничества, транспортно-логических, торговых, промышленных отраслей экономики, привлечение инвестиций и улучшение социально-экономического состояния региона.

Уважаемый Бакытжан Абдирович, исходя из вышеизложенного, просим Вас дать поручение соответствующим государственным органам принять необходимые меры по поднимаемым инвесторами вопросам и рассмотреть возможность внесения изменений в законодательные акты Республики Казахстан для решения вопроса МЦПС «Хоргос».

С уважением,

О. Перепечина

Е. Мукаев

Д. Адильбеков

А. Бектаев

Г. Дюсембаев

Н. Кылышбаев

С. Плотников

Б. Чельпеков

№ исх: 17-8/1457 дз от: 25.06.2018

№ вх: 1945//17-8/1457дз от: 25.06.2018

Ответ Премьер-Министра Республики Казахстан

на №15-13-163д/з от 1 июня 2018 года

Депутатам

Сената Парламента

Республики Казахстан

(по списку)

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев ваш депутатский запрос, относительно проблемных вопросов специальной экономической зоны «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (далее – СЭЗ «МЦПС «Хоргос»), сообщаем следующее.

Касательно создания управляющей компании СЭЗ «МЦПС «Хоргос».

На сегодняшний день в Мажилисе Парламента находится законопроект «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее – законопроект о СЭЗ), где предусмотрена норма по наделению Правительства компетенцией по определению управляющей компании СЭЗ.

После принятия законопроекта Правительством будут приняты необходимые меры по определению АО «МЦПС «Хоргос» управляющей компанией СЭЗ «МЦПС «Хоргос».

Касательно временных строений.

По информации АО «НК «КТЖ» временные строения в виде юрт на территории МЦПС «Хоргос» были разрешены с целью увеличения туристической привлекательности, а также во избежание оттока частных предпринимателей, ввиду того, что на казахстанской части МЦПС стоимость арендной платы в действующим торговом центре составляла 30 долларов США за 1 квадратный метр, тогда как на китайской стороне МЦПС от 9 долларов США в месяц.

В дальнейшем при вводе в эксплуатацию новых торговых площадей данные предприниматели будут привлечены как арендаторы с дальнейшим демонтажем временных строений.

Касательно ставок субаренды.

Начиная с 1 января 2018 года в соответствии с налоговым законодательством, переданные земельные участки в субаренду облагаются НДС 12%. Субарендная ставка обеспечивает самоокупаемость затрат на защиту, охрану, содержание земельных участков передаваемых в субаренду. Ставка субаренды рассчитывается ежегодно по мере освоения затрат с учетом всех обязательных платежей относящихся непосредственно к данному земельному участку, и корректируется в случае изменения налоговых ставок, ставок инфляции и рефинансирования.

Касательно запрета приобретения строительных материалов с китайской части.

АО «МЦПС «Хоргос» не устанавливает каких-либо запретов и ограничений на приобретение и ввоз на казахстанскую часть МЦПС строительных материалов.

В свою очередь, в соответствии с действующим законодательством, ввоз товаров для строительства и реконструкции объектов недвижимости и объектов инфраструктуры, на территорию СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза, с территории сопредельного иностранного государства, подлежат таможенному декларированию.

Касательно пропуска казахстанской продукции на китайскую территорию.

В настоящее время казахстанские продукты питания не пропускаются китайской таможней на свою территорию, по причине отсутствия сертификата, признаваемого контролирующими органами КНР и подтверждающего соответствие и безопасность провозимого товара.

В связи с чем, заинтересованными госорганами совместно с китайской стороной проводятся мероприятия по обмену лабораторных стандартов для открытия совместной ветеринарной и фитосанитарной лаборатории на территории казахстанской части МЦПС «Хоргос».

В случае положительного решения указанных вопросов, госорганами будут приняты необходимые меры по снятию ограничении пропуска казахстанских товаров с учетом интересов отечественных производителей.

Касательно платного прохода сотрудников на территорию МЦПС и оплаты за въезд автотранспортных средств.

В настоящее время действующее законодательство не предусматривает финансирование проекта МЦПС и в целях возмещения затрат по обслуживанию объектов, находящихся на балансе АО «МЦПС «Хоргос» введены указанные платные услуги.

Вместе с тем, в законопроекте о СЭЗ, предусмотрена норма о финансировании управляющих компаний СЭЗ и после его принятия указанные платные услуги будут пересмотрены.

В целом указанные вопросы, а также вопросы дальнейшего развития СЭЗ «МЦПС «Хоргос» находятся на постоянном контроле Правительства.

Премьер-Министр

Республики Казахстан

Б. Сагинтаев

Список депутатов

О. Перепечина

Е. Мукаев

Д. Адильбеков

А. Бектаев

Г. Дюсембаев

Н. Кылышбаев

С. Плотников

Б. Чельпеков

Ваш отзыв и предложение по сайту