Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Мамытбекова Е.

Премьер-Министру
Республики Казахстан
САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом для депутатского запроса явилось очередное подтопление столицы 20 и 21 августа текущего года. Это вызвало у населения определенный резонанс, негативные комментарии в средствах массовой информации, социальных сетях.

Следует отметить, что столичным акиматом проводится большая и системная работа в данном направлении. Так, до 2016 года функционировало всего 7 очистных сооружений. За малый промежуток времени построены 6 новых и магистральный коллектор протяженностью 17 км, что увеличило площадь водосбора в 2 раза.

Вместе с тем, подтопления в столице происходят ежегодно, и проблема требует своего решения.

Главная причина в том, что ранее вопросы утилизации излишних водных скоплений детально не рассматривались в генплане развития и застройки столицы.

На сегодня система ливневой канализации города состоит из 13-ти очистных сооружений, 3-х прудов-накопителей, 18,9 тыс. смотровых и дождеприемных колодцев, порядка 400 км магистральных коллекторов ливневой канализации и лотково-арычной сети, которые обеспечивают отвод поверхностных стоков с территории площадью 12,93 тыс.га.

Однако, в периоды весеннего таяния снегов и залповых ливневых дождей действующая система не решает проблему наводнений в полной мере. Это связано с тем, что:

-с одной стороны, пропускная способность действующей внутригородской канализационной системы не совсем соответствует необходимым требованиям;

-с другой, равнинная «география» города исключает утилизацию излишних водно-мусорных накоплений путем естественного их стекания в отведенные места за городом;

-с третьей, сказывается и «геология» местности, так как подземные воды близко подходят к поверхности и являются препятствием для утилизации водных накоплений.

На эти причинные факторы имеются многолетние нарекания общественности, которые сейчас набрали критическую массу.

Считаем, что проблема может быть решена при системном подходе, имея в виду следующее:

- исследование упомянутых выше факторов «географии» и «геологии», выявление иных факторов, упущенных из рассмотрения Генплана развития столицы и в процессах градостроительства;

- проведение научно-исследовательских и проектных разработок по оценке возможностей и последствий;

- разработка на этой основе оптимальной схемы ливневой канализации;

- обсчет материально-технических и финансовых ресурсов;

- разработка программы работ и осуществление мониторинга, и т.д.

Анализ показывает, что сегодня на поверхности лежат следующие проблемы:

1. Частично нарушена последовательность строительства сооружений. Например, коллекторы на некоторых улицах проложены, а очистные сооружения в нижних точках бассейнов не завершены. Кроме того, коллекторы, проложенные по программе развития дорог при строительстве и реконструкции дорог на некоторых участках не подключены к построенным бассейновым сетям ливневой канализации и являются аккумуляторами наносов.

2. Анализ поверхностных вод на соответствующих территориях города практически не проводится. При этом концентрация загрязнений в поверхностном стоке при расчёте очистных сооружений принимается по рекомендуемому составу поверхностного стока для различных участков водосборных поверхностей селитебных территорий по устаревшим СНиПам.

3. Нет в столице Единой эксплуатационной организации для коллекторов и сооружений ливневой канализации. В этой связи вопрос должной эксплуатации остается «открытым».

В этой связи полагаем, что сегодня требуется оперативное решение следующих задач:

1. С целью увеличения пропускной способности ранее уложенных коллекторов, диаметры которых не обеспечивают пропуск возросших расходов воды расчётного дождя и дренажных вод, требуются провести их реконструкцию.

2. Все расчеты по определению объёмов талых, дождевых, поливомоечных вод, производительности очистных сооружений, диаметров коллекторов выполнялись по временной инструкции, введённой еще Госстроем СССР в 1977 году с продлением срока действия приказом Госархстроя Республики Казахстан в 1992 году для применения на территории Республики Казахстан.

Поэтому необходимо в срочном порядке проверить способность и диаметры магистральных коллекторов по улицам города, а при важности, пересмотреть разделы и расчетные показатели СНиПов для расчета пропускной способности магистральных коллекторов ливневой канализации.

3. Обеспечить согласованность работы акимата с РГП «Казгидромет» в части, касающейся предоставления последними необходимой информации в режиме реального времени.

4. Определить Единую эксплуатационную организацию для коллекторов и сооружений ливневой канализации в городе с правами обязательной силы его решений для городского управления архитектуры и градостроительства при разработке Генплана Астаны. Одновременно необходимо законодательно рассмотреть вопрос по установлению платы за услуги отведения сточных вод, в том числе за дренажные воды.

5. В целом считаем, что нужна специальная государственная служба, которая занималась бы обновлением СНиПов, методов расчета гидрологических характеристик с учетом изменения климата. Сегодня уже разработаны новые технологии и оборудования, новые инженерно-технические решения, новые материалы, а мы работаем по СНиПам, которые более 40-лет не корректировались.

6. Привлечь к решению проблемы такие профильные ведомства как Комитет по водным ресурсам и Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Астана олицетворяет историю становления нового государства, является самой молодой столицей в мире, расположена в центре великой Сары-Арки. Здесь находится резиденция Главы государства – Елбасы, центральные государственные органы. В столице проводятся мероприятия мирового международного масштаба, количество которых с каждым годом возрастает, ежегодно увеличивается численность туристов. В этой связи полагаем, что пора принять оперативные меры по минимизации городских проблем, связанных с подтоплениями из-за природных катаклизмов.

Отметим, что поднимаемые проблемы касаются не только столицы Казахстана Астаны. Характер и глубину этой проблемы необходимо изучить во всех регионах страны и прийти к оптимальному решению.

В связи с изложенным просим рассмотреть данный запрос и в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», просим Вас дать ответ в установленном порядке.

С уважением,

Е. Мамытбеков

А. Бейсенбаев

С. Енсегенов

М. Бортник

М. Жолдасбаев

М. Кубенов

А. Куртаев

Е. Султанов

№ исх: 11-9/2142 дз от: 03.10.2018

№ вх: 2795//11-9/2142дз от: 03.10.2018

Депутатам

Сената Парламента

Республики Казахстан

(по списку)

На № 15-13-266дз от 10.09.2018г.

Уважаемые депутаты!

На Ваш депутатский запрос касательно развития системы ливневой канализации города Астаны, сообщаю следующее.

На заседании Правительства 18 сентября 2018 года рассмотрен и одобрен Комплексный план по компактной застройке города Астаны с обеспечением инженерно-транспортной инфраструктуры на 2019-2023 годы, в рамках которого на развитие ливневой канализации города предусматривается 45 млрд.тенге на реализацию 23 мероприятий (РБ – 39,8 млрд.тенге, МБ – 5,2 млрд.тенге).

Общая площадь водосбора вырастет с 13 тыс. га до 23 тыс. га, что составит 66,2% от площади освоения до 2030 года (34,6 тыс. га) или 96,5% от площади, формирующей сток в систему ливневой канализации (23,8 тыс. га) на 2020 год.

По вопросу реконструкции действующих коллекторов

Строительство существующей системы ливневой канализации началось в 1962 году. С 2005 года началась реализация мероприятий в рамках технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) «Развитие системы ливневой канализации в г. Астане на период до 2010 года» по очередям строительства, предусматривающим законченный цикл сбора, транспортирования на очистные сооружения загрязненных стоков, очистки их и сброса очищенных вод в разрешенные водоприемники (р.Есиль, р.Акбулак, р.Сарыбулак).

На сегодня развитие ливневой канализации столицы продолжается в соответствии с ТЭО «Развитие системы ливневой канализации города Астана на период до 2020 года» в рамках реализации Программы развития регионов до 2020 года.

До 2020 года планируется строительство новых сетей ливневой канализации (28,45 км), насосных станций (2 ед.) и очистных сооружений
(6 ед.), создание снегоплавильных пунктов (15 ед.), а также реконструкция существующих очистных сооружений (4 ед.) и насосных станций (15 ед.).

Также решаются вопросы подтопления улиц, в том числе на пересечениях улиц Уалиханова и Бараева, Момышулы и Токпанова, где планируется реконструкция ливневой канализации города.

По вопросам корректировок СНиПов

С 2012 года расчеты по определению объёмов талых, дождевых, поливомоечных вод, производительности очистных сооружений в ТЭО выполняются по строительным нормам «Водоотведение. Наружные сети и сооружения» (введены в действие с 05.01.2012 года взамен СНиП 2.04.03-85), которые обеспечивают в достаточной мере пропускные способности магистральных коллекторов и очистных сооружений.

В рамках работы по внедрению системы Еврокодов взамен устаревших строительных норм и правил в 2018 году разрабатываются строительные правила Республики Казахстан (далее – СП РК) «Проектирование сооружений для очистки поверхностных сточных вод».

В разработанном СП РК будут учтены предложения акимата города Астаны по закреплению методики расчета стоков от строительного водопонижения и постоянного дренажа связанного с высоким стоянием грунтовых вод, сбрасываемые в ливневую канализацию. Это позволит предусматривать круглогодичный режим работы очистных сооружений в виду высокой интенсивности строительства в городе Астана.

В целях площадного водопонижения территории левобережья и территории столицы в целом акиматом города Астаны планируется проведение научно-исследовательских работ в области понижения уровня грунтовых вод.

По вопросу обеспечения согласованности работы акимата с РГП «Казгидромет»

Республиканское государственное предприятие «Казгидромет» (далее – РГП «Казгидромет») ежедневно по городу Астана предоставляется прогноз погоды на 1 сутки, по вторникам и пятницам на неделю, на декаду, на месяц.

При угрозе возникновения опасных и стихийных гидрометеорологических явлений передаются штормовые предупреждения. Ежедневно предоставляется гидрологический бюллетень.

По согласованному алгоритму реагирования государственных органов во время осадков на проблемных участках в городе Астане РГП «Казгидромет» уведомляет специальную мобильную группу акимата о предстоящих сильных осадках и о фактическом количестве выпавших осадков.

В целях применения современных методов подхода в прогнозировании обильных осадков и связанных с ними локальными подтоплениями территории, модернизации системы ливневой канализации и автоматизации ее эксплуатации, акиматом города Астаны рассматривается создание автоматизированной системы управления технологическими процессами (далее – АСУТП).

По вопросу эксплуатации системы ливневой канализации
Ежегодно, из бюджета города Астаны на содержание ливневой канализации выделяются средства (2016 год – 610,5 млн.тенге, 2017 год – 1 076,9 млн.тенге, 2018 год – 624,9 млн.тенге,) которые в основном предусматриваются на оплату электроэнергии, обслуживание очистных сооружений, прочистку дождеприемных колодцев.

На сегодня акиматом города Астаны прорабатывается вопрос создания Единой эксплуатационной организации для коллекторов и сооружений ливневой канализации на базе товарищества с ограниченной ответственностью «Астана Тазалык», которое в своем резерве имеет необходимое техническое оборудование и специалистов по ремонту, реконструкции сетей и очистных сооружений линевой канализации.

Вопрос установления платы за услуги отведения поверхностных сточных вод, в том числе дренажной воды будет рассматриваться после определения единой эксплуатационной организации.

В целом в регионах, также как и в городе Астане, проводятся мероприятия по развитию систем ливневой канализации. Отдельные локальные проблемные вопросы решаются местными исполнительными органами самостоятельно, при этом вносимые изменения в строительные нормы и правила окажут положительное влияние для развития систем ливневой канализации населенных пунктов всей страны.

Б. Сагинтаев

Депутаты Сената Парламента Республики Казахстан

Мамытбеков Е.К.

Бейсенбаев А.А.

Енсегенов С.К.

Бортник М.М.

Жолдасбаев М.С.

Кубенов М.Ш.

Куртаев А.С.

Султанов Е.Х.

Ваш отзыв и предложение по сайту