Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Адильбекова Д.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

В соответствии с действующем законодательством, государственное регулирование в области образования состоит в том числе в управлении качеством образования (п.2 ст. 54. ЗРК «Об образовании»).

По поручению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данному в Послании народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» от 19 марта 2004 года, постановлением Правительства от 29 апреля 2005 года был создан Национальный центр оценки качества образования Министерства образования и науки (НЦОКО), который должен был:

- обеспечить институциональную поддержку внедрения независимой внешней оценки учебных достижений учащихся;

- исполнять функции регулятора Национальной системы оценки качества образования.

Неотъемлемой частью Национальной системы оценки качества образования должны были стать областные системы оценки качества образования (ОСОКО).

Необходимо отметить, что наличие системы оценки качества образования является одним из требований стандартов ОЭСР.

На основании обзора ОЭСР по Республике Казахстан от 2015 года можно констатировать, что реализуемые Министерством образования и науки (далее – МОН РК) меры не позволяют осуществить комплексный подход к оценке качества образования, т.к. приоритетной для МОН РК является только внешняя оценка.

При этом, положение о внутренней оценке качества образования, равно как и понятие внутренней оценки качества системы образования в законодательстве об образовании вообще не раскрыто, а результаты выборочно проводимой внешней оценки качества образования не позволяют местным исполнительным органам (далее – МИО) обеспечить объективную внутреннюю оценку и своевременное принятие управленческих решений.

На практике оценка качества образования формируется не по результатам образовательного мониторинга, а по результатам контрольных мероприятий в рамках внешнего контроля самим МОН РК, Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК и его структурными территориальными департаментами (аттестация организаций образования).

В соответствии с законодательством, внешняя оценка и внешний контроль качества образования осуществляются на республиканском уровне путем проведения процедур ЕНТ, ВОУД и аттестации организаций образования, а внутренняя оценка и внутренний контроль качества образования осуществляется путем проведения процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации на уровне организации образования.

На сегодняшний день можно констатировать, что проблемы функционирования национальной системы оценки качества образования и управления качеством образования связаны с:

- ликвидацией национального оператора – Национального Центра оценки качества образования;

- прекращением работы по развертыванию важнейших составляющих областных систем оценки качества образования (НСОКО) и внутреннего образовательного мониторинга.

Более того, в законодательстве компетенции МИО в части оценки и контроля качества образования не предусмотрены, соответственно, данные функции в регионах фактически не осуществляются.

Результаты же проводимого МОН РК образовательного мониторинга являются ситуативными и не способны обеспечить принятие управленческих решений на всех уровнях системы образования для управления качеством образования.

Как следствие, возникает ряд существенных проблем в сфере оценки качества образования:

-отсутствие внутренних систем оценки качества образования на региональном уровне;

-подмена процедур оценки качества образования процедурами контроля;

-нарушение принципа государственно-общественного управления образованием;

-замедление процессов демократизации образования.

Для решения вышеуказанных проблем предлагается:

- законодательное определение понятия «качество образования», критериев качества образования, их индикаторов и показателей;

-разработка и внедрение нормативных основ внутреннего мониторинга и внутренней оценки качества образования на уровне МИО;

-развитие форм независимой оценки качества образования.

С уважением,

Д. Адильбеков

Ваш отзыв и предложение по сайту