Медиа-центр

Новости

Депутатский запрос Кылышбаева Н.Н.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом для нашего депутатского запроса послужило обращение работников государственных учреждений по охране лесов и животного мира.

В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан растительный мир находится в исключительно государственной собственности.

На сегодняшний день на территории Республики существует 120 государственных учреждений лесного хозяйств. Территория гослесфонда составляет 29 миллион гектаров, что является 10,8% от всей территорий Республики Казахстан.

Государственное учреждение по охране лесов и животного мира является организационно-хозяйственной и производственно-территориальной единицей системы лесного хозяйства, находящееся на самостоятельном балансе.

Основными задачами лесоохранных учреждений являются: учет лесного фонда, систематический контроль за проведением лесоустроительных и лесообследовательских работ, приема земель в состав гослесфонда, перевода лесов из одной группы в другую, обеспечение максимального использования сенокосных и пастбищных угодий и других побочных пользований и контроль за их эксплуатацией, охрана лесов от пожаров с проведением всех необходимых противопожарных мероприятий, организация пожарно-химических станций, разработка оперативных планов борьбы с лесными пожарами, охрана лесов от незаконных порубок, проведение среди местного населения, туристов и охотников разъяснительной работы о значении леса в народном хозяйстве, охрана земель гослесфонда от самовольного их использования (застройка, распашка и пр.), уход за лесом с проведением для этой цели рубок ухода за лесом и санитарных рубок, своевременное восстановление леса на площади вырубок, гарей и пустырей, проведение работ по облесению и закреплению песков, организация и развитие лесосеменного дела, выращивание посадочного материала в лесных питомниках, проведение предупредительных и истребительных мер борьбы с вредителями и болезнями леса.

Министерством национальной экономики Республики Казахстан в рамках оптимизации деятельности государственных учреждение внесено предложение о реорганизации государственных учреждений лесного хозяйства путем их слияния в одно юридическое лицо.

Рассмотрев данное предложение считаем его нецелесообразным по следующим основаниям.

(Организационно-правовое основание)

Система организации и управления лесным хозяйством в свое время была выстроена на основе многолетних наилучших практик в мире. В советское время система управления лесами была внедрена на австрийско-германском опыте и каждый десятый гектар в Казахстане является рукотворным.

В соответствии с постановлением Правительства РК от 22.11.2002 года № 1239 «Некоторые вопросы Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК» государственные учреждения по охране лесов и животного мира были переданы в коммунальную собственность областей без права передачи в районную (города областного значения) собственность, на условиях, сохранения их организационно-правовой формы, функций и полномочий, осуществляемых в соответствии с законодательством РК.

Деятельность государственных учреждений лесного хозяйства основывается на материалах лесоустройства.

Лесоустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на повышение эффективности ведения лесного хозяйства, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, обеспечение рационального пользования лесным фондом.

При лесоустройстве осуществляются: определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, штатное расписание и численность учреждения, выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда, выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов, выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения.

В связи с тем, что государственное учреждение по охране лесов и животного мира является организационно-хозяйственной и производственно-территориальной единицей системы лесного хозяйства, государственный учет лесного фонда, ведение государственного кадастра, организация системы охраны территории лесного фонда и лесопользования и многие другие функции в законодательном и организационном плане привязаны к учреждениям лесного хозяйства по отдельности.

Для создания юридического лица путем слияния государственных учреждений лесного хозяйства необходимо будет заново пересмотреть как основы организации и управления лесным хозяйством, так и правовые основы ведения лесного хозяйства. Данная реорганизация потребует внесения изменений во все действующие нормативные правовые акты по лесному хозяйству и в первую очередь в Лесной кодекс и его подзаконные акты.

При этом, имеется большое сомнение в эффективности системы управления лесным фондом, включающие охрану леса от браконьеров, пожаров, защиту от вредителей и болезней, оперативности решения вопросов при стихийных бедствиях и т.д.

В случае создание нового юридического лица потребуется проведение новых лесоустроительных работ, так как действующие лесоустроительные материалы разработаны на существующие государственные учреждения лесного хозяйства, что повлечет за собой необходимость выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета.

В соответствии с ценами на проведение лесоустроительных работ, согласованными с Комитетом по регулирования естественных монополий, защите конкуренций и прав потребителей и утвержденными уполномоченным органом в области лесного хозяйства дополнительные затраты составят с учетом различного рельефа для горных, равнинных и пустынных лесов для проведения лесоустроительных работ потребуется из республиканского бюджета дополнительно 171,9 млрд. тенге.

Вместе с тем физически за один год провести лесоустроительные работы на всей территории государственного лесного фонда физически невозможно.

На сегодняшний день 51 учреждение лесного хозяйства не обеспечено новыми материалами лесоустройства (34%) и при ежегодном финансировании из Республиканского бюджета в размере 700 миллионов, в плановый 10 летний цикл проведения лесоустроительных работ можно войти только в 2022 году.

Кроме того, в связи с изменением организационной формы учреждений потребуются значительные дополнительные расходы из государственного бюджета на изменения структуры и ведения государственного учета и государственного кадастра лесов, проектов противопожарного устройства лесов и системы связи в целом.

Так же оптимизация государственного учреждения лестного хозяйства предусматривает централизацию бухгалтерий учреждений. В данное время, введение бухгалтерского учета, требует высокого профессионализма и особого внимания со стороны бухгалтера. В функциональную обязанность бухгалтера входит не только начисление заработной платы для сотрудников, но и исполнение бюджета, сдача ежемесячных, ежеквартальных, годовых отчетов по налогам, статистической отчетностей, введение учета по основным средствам на местах, проведение государственных закупок. Бухгалтера имеют не только право второй подписи, но и являются материальными ответственными лицами за сохранность основных и материальных ценностей.

В государственном лесном фонде числятся основные средства, в том числе: здания, сооружения, техника, а также имеются кордоны. Лесникам осуществляющих свою деятельность на кордонах в отдаленных местах области, начисляют заработную плату на основании табеля учета времени, которые составляются бухгалтерами по месту осуществления трудовой деятельности лесников.

При этом, все бухгалтера высшей квалификации и имеют большой стаж работы в данной сфере.

Кроме того, основная цель оптимизации государственных учреждений – снижение административных расходов. При слиянии государственных учреждений лесного хозяйства в одно юридическое лицо фактического снижения административных расходов не предвидится, а наоборот произойдёт увеличение так как в головной организации будут созданы дополнительные рабочие места (генеральный директор, его заместители, экономисты, бухгалтера). При этом в филиалах будут сохранены действующие единицы (директор филиала, его заместитель, экономист, бухгалтер и так далее). При этом штатная численность работников лесной охраны останется прежней.

Централизация бухгалтерии усложнит процедуру и увеличить проведения государственных закупок. В данный момент учреждения приобретают противопожарный инвентарь, лекарственные препараты для защиты от вредителей и болезней, запчасти для техники, хозяйственные товары и т.д. путем запроса ценовых предложений. После оптимизации приобретение данных товаров, в связи с увеличением объема однородных товаров, будет проходить путем открытого конкурса, что может привести к увеличению сроков проведения закупа. В южных регионах, где пожароопасный период начинается ранней весной, а противопожарные мероприятия необходимо проводить еще раньше, время будет играть ключевую роль.

Не надо забывать и про услуги оказываемы лесхозами лесопользователям, как краткосрочного, так и долгосрочного периода. Заключение, регистрация договоров будет занимать определение время, так как филиалы будут лишены такого права, что может привести к определенному недовольству лесопользователей, основная часть которых проживает в отдаленных местах, где отсутствует интернет, и для заключения договора необходимо будет направляться в головную организацию, за несколько сотен километров.

Возникнет вопрос и по спец счетам государственного учреждения, поступление на которые зависит от оказания услуг, как физическим (реализация дров, посадочные материалы, транспортные услуги и т.д.), так и юридическим лицам. При оптимизации данные функции будут только в головной организации, что может привести к снижению поступления, а также распределению между филиалами.

Уважаемый Бакытжан Абдирович, исходя из вышеизложенного, просим Вас дать поручение соответствующим государственным органам, принять меры для более тщательного изучения данного вопроса с учетом всех аспектов деятельности государственных учреждений лесного хозяйства и в первую очередь своевременного выполнения мероприятий по охране и защите лесов. В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» прошу о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ в установленный законом срок.

С уважением депутаты,

Кылышбаев Н.Н.

Мусаханов А.Т.

Перепечина О.В.

Адильбеков Д.З.

Дуйсембаев Г.И.

Мукаев Е.Р.

Нукетаева Д.Ж.

Плотников С.В.

Ваш отзыв и предложение по сайту