Сайт бояуы
Әріп арасындағы қашықтық
Суреттер
14.10.2021

В Мажилисе продолжается обсуждение законопроекта по вопросам развития конкуренции


Нур-Султан, 14 октября, Дом Мажилиса. Сегодня в Комитете Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию состоялся круглый стол по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции».

Депутаты Мажилиса, представители государственных органов, непредставленных в Парламенте политических партий «Adal», «Ауыл» и «ОСДП», НПП «Атамекен», а также ассоциаций и общественных объединений обсудили некоторые положения законопроекта.

Как отметил Председатель Комитета Мажилиса Альберт Рау, нормы законопроекта направлены на сокращение государственного участия в предпринимательстве, обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к мерам господдержки и закупкам госорганов, развитие МСБ, а также сокращение административных и экономических барьеров для входа на товарные рынки.

Выступивший с докладом Первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов отметил необходимость создания равных возможностей для каждого предпринимателя и прекращения монополизации рынков.

По словам докладчика, на сегодняшний день сохраняется монопольное состояние базовых отраслей: топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. Вместе с тем распространилась практика создания государственных и частных операторов. При этом основным игроком на монопольных товарных рынках остается государство.

- Демонополизация и развитие конкуренции зависят от решения трех основных регуляторных барьеров: доступа к ключевой мощности, искажения ценообразования и фаворитизма, - отметил Рустам Ахметов.

По словам докладчика, обладая административным ресурсом и доступом к бюджетному финансированию и господдержке, госпредприятия препятствуют развитию частного предпринимательства.

- К примеру, невозможно конкурировать частному автопарку с коммунальным предприятием, получающим больший объем субсидирования и гарантированный акиматом лизинг. А на рынках грузовых железнодорожных перевозок, товарного газа появление частных предпринимателей невозможно в силу не экономических, а административных ограничений, введенных в интересах государственных компаний, - отметил Рустам Ахметов.

В процессе разгосударствления Агентство предлагает проводить приватизацию на основе секторального анализа. При этом базовыми критериями для исключения государственного участия будут определены доля МСБ, объем частных инвестиций, оборот розничной торговли частных предпринимателей.

- На уровне городов республиканского, областного и районного значения должны быть приватизированы не отдельные предприятия, а предприятия всего сектора экономики - стоматология, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия по благоустройству и т.д. Это позволит подойти к вопросу разгосударствления не выборочно, а на основе системного анализа состояния конкуренции и развития частного предпринимательства, - сказал Рустам Ахметов.

Говоря о развитии конкуренции в топливно-энергетическом комплексе, докладчик выделил два направления работы: увеличение биржевых торгов и принятие правил доступа к ключевой мощности.

- Одновременно мы внедряем правовую базу и электронные платформы для выбора населением энергоснабжающих организаций, да и в целом для выбора потребителем всех прочих поставщиков услуг в сфере ЖКХ, - добавил Рустам Ахметов.

Среди направлений развития конкуренции докладчик также обозначил регулирование деятельности государственных и частных операторов, сокращение неконкурсного закупа товаров.

Говоря об обеспечении равного доступа к мерам господдержки, Рустам Ахматов акцентировал внимание, что в рамках законопроекта разработаны конкурентные принципы и запрещаемые практики.

А в отношении рынков цифровых услуг Агентство не намерено вводить какие-либо нормы, регулирующие деятельность их участников.

- Это динамично развивающиеся рынки и желание регулировать лишь создаст препятствия для их развития. На основе опыта зарубежных стран мы предлагаем создать правовую возможность защиты интересов отечественных производителей, в том числе цифровых услуг, в отношениях с зарубежными цифровыми платформами, - сообщил разработчик.

Для этого необходимо определиться с понятиями цифровой платформы, сетевого эффекта и новой методологией анализа цифровых рынков, что позволит идентифицировать рынки цифровых услуг и применять уже действующие запреты на злоупотребления доминирующим, монопольным положением в отношении зарубежных цифровых платформ, считают в ведомстве.

В свою очередь Заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Ербол Устемиров отметил, что необоснованное вмешательство и чрезмерное присутствие государства в предпринимательской деятельности, в первую очередь, ущемляет права и законные интересы субъектов частного предпринимательства.

Свои предложения по совершенствованию законодательства внесли и депутаты Мажилиса. В частности, депутаты спросили, что в Казахстане относят к ключевой мощности, и какие требования предъявляются к крупным доминирующим компаниям, монополистам, обладателям ключевой мощности по обеспечению равного доступа к своей инфраструктуре. Парламентариев интересовали также вопросы относительно новой методологии анализа рынков цифровых услуг, а также вводимого института - специального права, направленного на регулирование деятельности уже созданных государственных и частных операторов и ряд других вопросов.

По словам Альберта Рау, высказанные в ходе обсуждения предложения позволят рабочей группе выработать правильные подходы и усовершенствовать нормы законопроекта по вопросам развития конкуренции. При этом акцент в правовом регулировании проекта Закона должен быть направлен на сокращение государственного участия в предпринимательстве и создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции, считает депутат.

 

(Пресс-служба Мажилиса – 74-63-05. Фото С.Майлыбаева)


Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің ресми сайтына сілтеме жасалған кезде ғана материалдарды кез-келген түрде пайдалануға жол беріледі