МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Заңнама және сот-құқықтық реформа комитетінің Хатшысы

Депутатқа хат
Қазақстан Республикасының Премьер-министрі О.А. Бектеновке "Әлеуметтік маңызы бар азық-түлік тауарларының бағасын реттеудің мемлекеттік саясаты мәселелері бойынша" тақырыбында депутаттық сауал.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Бектенову О.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Олжас Абаевич!

В сентябре 2023 года фракция «Народной партии Казахстана» направила в Правительство депутатский запрос о реформе ценообразования. В рамках этого запроса было озвучено ряд предложений, которые могли бы модернизировать политику в сфере регулирования цен на товары, работы и услуги в общественно значимых сферах жизни.

В частности, нами были предложены следующие меры:

1.       Установление коридора и предельных значений для чистой прибыли при ценообразовании на товары первой необходимости и товары, входящие в состав потребительской корзины в пределах 25%.

2.       Решение вопроса прозрачного регулирования ценообразования и снижения издержек путем исключения из ценообразования лишних звеньев и посредников.

3.       Рассмотрение возможности и подготовка экономического обоснования для введения государственного регулирования цен на товары первой необходимости и товары, входящие в состав потребительской корзины.

4.       Обеспечение соответствующей нормативной базы, регламентирующей снижение цен.

5.       Оценка рисков, связанных со спекуляциями и вероятностью возникновения дефицита товаров, а также разработка мер противодействия возможным негативным последствиям при регулировании процесса ценообразования.

6.       Принятие мер по снижению налоговой нагрузки и облегчению налогового администрирования для субъектов малого и среднего бизнеса.

В ответе предыдущего Правительства было указано, что переход на рыночное ценообразование является необходимой мерой, которая повысит эффективность деятельности предприятий и улучшит качество предоставляемых товаров, работ и услуг. Более того, по его мнению, государственное ценовое регулирование воспрепятствует привлечению инвесторов в нашу страну.

Однако, за прошедшие 9 лет, регламентированные в Предпринимательском Кодексе механизмы государственного влияния на ценообразование, в частности пассивное участие государства в вопросах ценообразования не оправдали своих ожиданий.

Так, минимальная заработная плата, установленная в 2024 году, составляет 85 000 тенге. Общая сумма затрат на социально значимые продовольственные товары, которые состоят из 19 наименований, в городе Астане составляет 20 454 тенге, что равняется четверти минимальной заработной платы. Подобные показатели неприемлемы, учитывая, что у взрослого работающего человека, получающего минимальную заработную плату, на иждивении могут быть несовершеннолетние дети. Соответственно, затраты на продовольственные товары будут увеличены как минимум в 2-3 раза. Данные показатели не учитывают необходимость передвижения, досуга, обеспечения лекарственными средствами, коммунальные услуги, затраты на образование и проживание.

Исходя из изложенного, вопрос, насколько эффективна политика ценообразования в Республике Казахстан, учитывая то обстоятельство, что пороговые значения цен на продовольственные товары несопоставимо велики по отношению к минимальной зароботной плате?

Для сравнения, в Беларуси предусмотрен перечень из 29 социально значимых продуктов питания, в число которых, помимо всего прочего входят и сухие молочные смеси для детского и диетического питания, каши для детского и диетического питания, консервы мясные для детского и диетического питания.

Таким образом, Беларусь предусмотрела возможности для обеспечения доступности товаров как для взрослых и детей, так и для лиц, нуждающихся в диетическом питании.

Вместе с тем, за последние девять лет пассивного государственного участия в вопросах ценообразования наша страна не достигла ожидаемой инвестиционной привлекательности, развитие же промышленности и предпринимательства - не смогло достигнуть того уровня, который бы явно показывал реальную эффективность введенных Предпринимательским Кодексом механизмов, которые так яростно отстаивались прошлым Правительством.

На основании вышеизложенного возникает вопрос к новому Правительству: не считаете ли вы, что следует пересмотреть вопрос участия государства в политике ценообразования, поставив во главу, все-таки не только интересы бизнеса, но и человека?

В соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» ответ на депутатский запрос просим дать письменно в установленные законодательством сроки.

С уважением,

депутаты фракции

«Народной партии Казахстана»                                          М. Магеррамов

К. Сейтжан

И. Смирнова

И. Сұңқар

Г. Танашева

Депутаты фракции «AMANAT»                                         Н. Байтелесов

Б. Керимбек

У. Шапак