Казахстан является государством относительно малообеспеченным водными ресурсами. Около 44% среднемноголетнего многолетнего стока формируются за счет трансграничных и 56% за счет внутренних источников.
Многолетняя динамика речного стока демонстрирует сокращение водных ресурсов, за счет уменьшения местного и трансграничного притока.
Если в 2000-х годах среднемноголетний речной сток составлял 120 км³, то в настоящее время он составляет порядка 100 км³. Это связано с климатическими изменениями и антропогенными факторами. В связи с ростом температуры в течение последнего полувека, идет деградация ледников.
Уже на современном этапе наблюдается нехватка водных ресурсов, которая вынужденно покрывается за счет потребностей водных экосистем.
Справочно: Запасы подземных вод составляют 15,5 км3/год.Объем ледников составляет 187 км3, к 2030 г. ожидается их сокращение до 150 км3.
В условиях уменьшения водных ресурсов и роста водозабора на нужды населения, экономики и экологии дефицит водных ресурсов в Казахстане к 2030 году может составить 23,2 км3.
Справочно: Ежегодный объем водозабора в Республике Казахстан составляет порядка 25 км3, из которых 66% используется в сельском хозяйстве, 30% в промышленности, 4% на коммунально-бытовые нужды.
На сегодняшний день ситуация с водными ресурсами существенно различается по регионам. Наиболее обеспечен водными ресурсами восточный регион страны. Наименее обеспечен центральный Казахстан (Нура-Сарысуйский бассейн). Наиболее зависимыми от сопредельных стран являются южный и западный регионы.
Прогнозируемый дефицит воды в большей степени затронет также южный и западный регионы.
Помимо климатических факторов негативное влияние на вопросы управления водными ресурсами и спросом на воду оказывают следующие обстоятельства:
- 1. Это большая зависимость южных и западных регионов страны от водной политики стран верховья. В данных регионах проживает более половины населения страны и условия их жизнедеятельности напрямую зависят от водообеспеченности.
Справочно: семь из восьми водохозяйственных бассейнов являются трансграничными и на объем поступления воды сильно влияет водохозяйственная политика стран верховья.
Кызылординская и Туркестанская области зависят от трансграничных стоков более чем на 90%, ЗКО и Атырауская области – около 80%, Жамбылская – более 75%, Алматинская – более 45%.
- 2. Нужды водных экосистем удовлетворяются по остаточному принципу. В этом главная причина проблем Арала и Балхаша.
- Справочно: Объем Северного Арала уменьшается, уровень Балхаша приближается к критической отместке.
- 3. Низкая эффективность использования воды, а также низкие тарифы на услуги по подаче воды.
- Справочно: ввиду неудовлетворительного состояния ирригационных сетей, слабой автоматизации процессов распределения и учета воды, отсутствия экономических стимулов экономного использования потери воды в сельском хозяйстве доходят до 50%.
- 4. При текущей численности Комитет по водным ресурсам и его подведомственных бассейновых инспекции не может обеспечиваться полноценный контроль за рациональным использованием и охраной водного фонда. Анализ и перспективное развитие водной отрасли остаются без должного внимания.
- 5. Слабое научное сопровождение принимаемых решений при управлении водными ресурсами и недостаток квалифицированных кадров.
Вместе с тем, Министерством принимаются меры по решению имеющихся проблем.
На сегодняшний день республике имеется порядка 3,5 тыс. магистральных каналов (3488) протяженностью около 21,5 тыс. км, из которых 11,9 тыс. км находится в неудовлетворительном состоянии. Планомерно ведется работа по их реконструкции. Так, до 2021 года было реконструировано 5,6 тыс. км каналов (2020 г.– 813 км, 2021 г.– 1050 км). В планах на будущее провести реконструкцию оставшихся 6,4 тыс. км каналов. Это позволит сократить потери воды на 1,7 км3.
Также ведется работа и по решению вопроса износа плотин. На начало 2017 года в стране было 41 аварийное водохранилище. За последние 5 лет (2017-2021 годы) отремонтировано 16. В этом году будут восстановлены еще 6 сооружений, в ближайшем будущем планируется реконструировать еще 19 водохранилищ. Это позволит дополнительно саккумулировать порядка 800 млн. м3 воды.
Кроме того, в проекте концепции развития водной отрасли на 2023-2029 годы в целях аккумулирования воды объемом 1,7 км3 запланировано строительство 25 крупных водохранилищ.
Также ведется масштабная работа по цифровизации водной отрасли. Планируется оцифровать водоучет на 212 каналах. В 2022 году оцифровано 24 канала, в текущем году планируется оцифровать еще 89 каналов. В целом ожидается, что в результате выполнения указанных мер, перерасход воды снизится на 1,2 км3.
Также ввиду растущего дефицита водных ресурсов Министерством инициирован вопрос корректировки планов увеличения площадей орошаемых земель. Так, предлагается восстановление инфраструктуры на 400 тыс. га орошаемых земель, а к строительству новых оросительных систем на 200 тыс. га приступить только с применением водосберегающих технологий.
Ожидается, что реализация данных мероприятий позволит обеспечить дополнительные объемы воды.
Также Министерством во исполнения поручений Президента страны ведется разработка нового Водного кодекса.
Принятие нового Водного кодекса создаст основу для сохранения водно-ресурсного потенциала страны, стимулирования водосбережения, повышения роли общества в управлении водными ресурсами и спросом на воду, а также внедрения научного сопровождения отрасли.
Справочно: действующий Водный кодекс в первую очередь направлен на регулирование вопросов комплексного использования и охраны водных ресурсов. В текущих условиях с учетом вызовов и угроз надо на первый план вывести охрану, а их использование - на второй. Разграничить компетенцию госорганов по учету и мониторингу водных ресурсов.
Планируется до конца текущего года проект Кодекса внести на рассмотрение в Мажилис Парламента.
Учитывая, имеющиеся проблемы в водной отрасли уже на сегодняшний день создают дефицит водных ресурсов, вопросы водной безопасности встают в один ряд с вопросами национальной безопасности.
Для решения проблем водной отрасли необходимо принятие следующих мер:
1. Усиление защиты интересов Казахстана при управлении и использовании трансграничных водотоков.
В целях межведомственной координации работы по трансграничному сотрудничеству создан Водный совет Казахстана. В рамках которого усилены переговорные команды, а также в целях обсуждения вопросов трансграничного сотрудничества задействованы все международные площадки.
2. Повышение эффективности использования воды и управления спросом на воду для чего необходимо активизировать работу по цифровизации и автоматизации процессов распределения и учета воды, приблизить фактический спрос на воду к нормативному путем снижения лимитов и норм водопотребления.
Кроме того, необходимо установление тарифов, стимулирующих водосбережение. Тариф должен сигнализировать водопотребителю, что вода имеет экономическую ценность и она должна использоваться рационально.
3. Усиление Комитета по водным ресурсам и его бассейновых инспекций.
На данный момент в рамках подготовки проекта Водного кодекса РК Министерством прорабатывается новая архитектура управления водными ресурсами. Рассматривается вопрос укрепления бассейнового принципа управления за счет усиления бассейновых инспекций и повышения роли бассейновых советов.
Прорабатывается вопрос определения уполномоченного органа по контролю за безопасностью ГТС отдельного от эксплуатирующего госоргана в целях избежания конфликта интересов.
4. Обеспечение научного обоснования принимаемых решений.
В настоящее время из-за слабого научного сопровождения и недостатка квалифицированных кадров, методы управления водными ресурсами, к сожалению, не соответствуют современным вызовам и реалиям.
Необходимо усиление роли науки в управлении водными ресурсами и принятий решений.