Сағандықова
Ажар
Бақытқызы

Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Экология мәселелері және табиғат пайдалану комитетінің мүшесі

Депутатқа хат
Инклюзивті білім беру

Заместителю Премьер-Министра

Республики Казахстан

Кульгинову А.С.


Министру здравоохранения

Республики Казахстан

Ажар Гиният


   Министру просвещения

Республики Казахстан

Бейсембаеву Г.Б.

                                                                                                                                          ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

    Тема инклюзивного образования стоит на повестке дня красной строкой.

    Сейчас в стране более 162 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, или 3 % от общего числа детей, требуют особого подхода к образовательному процессу.

    Всем детям должно быть доступно образование в силу их способностей и возможностями. Главный принцип включения (inclusion) в образовательный процесс заключается в доступности, недопущения дискриминации, разумное приспособление (термин ООН), готовность и т.д. При этом не исключается, что некоторые дети могут обучаться в специальных школах.

Принципы инклюзии основаны на понятии особых образовательных потребностей и затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие- либо трудности, связанные с обучением.

    По мнению многих экспертов, главным препятствием для качественного инклюзивного образования являются так называемые психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).

Количество ПМПК для особенных детей в Казахстане увеличилось на 45%, но несмотря на это явно хромает качество их работы.

    2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, и этот документ гарантирует им право на качественное инклюзивное образование. При этом дети с особыми потребностями должны быть обеспечены необходимыми приспособлениями, в том числе учебными материалами на языке Брайля, преподаванием на языке жестов, а также ассистентами, которые смогут оказать необходимую помощь в усвоении учебного материала, уходе за собой и контроле поведения. Дети с особенными потребностями должны иметь возможность успешно учиться наравне с другими. Консультации ПМПК должны помогать детям с инвалидностью попасть в обычную школу, а не отрезать им путь туда.

    Исходя из вышеизложенного считаем, что необходимо реформировать работу ПМПК и сделать так, чтобы заключение ПМПК перестало быть де-факто обязательным условием для зачисления ребенка с инвалидностью в общеобразовательную школу. Работу ПМПК следует переориентировать на определение форм поддержки, которые требуются ребенку для получения образования в общеобразовательной школе.

    На депутатский запрос просим ответить в письменном виде в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

С уважением,

Депутаты фракции

Общенациональной

социал-демократической партии    

Ажар Сагандыкова

Нурлан Ауесбаев

Асхат Рахимжанов

Наурыз Сайлаубай