Тұмашинов
Ұлықбек
Шабданұлы

Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Экономикалық реформа және өңірлік даму комитетінің мүшесі

Депутатқа хат
2024-2026 жылдарға арналған бюджетті қарау туралы Комитеттің кеңейтілген отырысы

Бюджетті қарау жөніндегі Комитеттің  кеңейтілген отырысында мен Қазақстан Республикасы Индустрия және құрылыс министрлігі, Қазақстан Республикасы Көлік министрлігі және Қазақстан Республикасы ЦДАҒӨ министрлігі  өкілдеріне бірқатар сұрақтар қойдым.

Келесі сөзді депутат Тұмашинов Ұлықбек Шабданұлына беремін.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Рақмет.

Мой вопрос, Динара Ринатовна, к Вам. Президент поручил нам в своем Послании развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала. Это одна из задач. Я тут смотрю, мне очень понравилось, 29 миллиардов на обеспечение безопасности судоходства и строительство 8 судов технического флота. А кто этим занимается?

ОРНЫНАН. Министерство промышленности и строительства.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Мен анық айтайын, мына Ертіс өзенінде золотая жила есть. Иртыш – это транзитная река, которая проходит по нашей территории. Сегодня, Ерболат Ахметович, Вы, наверное, знаете, что речное судоходство доходило до Китайской Народной Республики, вплоть до Ледовитого океана было речное судоходство. Сегодня это не работает. Раньше была причина, что на Новошульбинской ГЭС не было шлюзового отделения, теперь его построили, оно функционирует. Нам кто запрещает? Это золотая жила для тех регионов, о которых я говорю (Восточно-Казахстанская, Абайская и Павлодарская области), можем торговать.

Вы сейчас сами сказали про строительные материалы. Мы прекрасно знаем, что в Омске и Томске строительных материалов нет, ни щебня, ничего нет, в природе нет. Раньше это все возили речным транспортом. Здесь указывают 1,7 миллиона – это ничтожно мало. Мы же эту золотую жилу должны сегодня использовать, наша республика посередине стоит, но у нас судов нет, мы их разрезали, в Китай продали, осталось 5-6 штук. Кто будет строить? Какая стратегия? Кім онымен айналысып жатыр? Кім осыған жауап береді? Кто будет строить, где заказываем?

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Касым Тлепов, заместитель председателя Комитета транспорта.

Сегодня мы строим суда на Семейском судостроительном заводе, часть есть, баржи, буксиры там строятся.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Скажите, сколько строите – один, два, три, пять, десять?

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Вообще завод имеет такую возможность – строить?.

Перевозками занимаются частные компании. Соответственно, за последние семь лет частными компаниями построено всего лишь два судна. Мы строим технический флот для обеспечения безопасности судоходства, то есть проведение путевых работ, дноуглубительных работ, выставление знаков навигационной обстановки, чтобы суда могли проходить по судоходно-водным путям.

Что касается развития транзитного сообщения по реке Иртыш. В первую очередь сейчас мы построили и проводим капремонт судоходных шлюзов, чтобы беспрепятственно можно было с Павлодара до верха по всему казахстанскому участку Иртыша пройтись. Помимо этого, сейчас мы с китайской компанией прорабатываем вопрос с городом Карамаем, в частности, с Правительством Карамая, чтобы осуществлять мультимодальные перевозки, начиная с Омской области до Зайсана, далее переваливать все на автомобильный транспорт и везти уже автомобильным транспортом. Сейчас основной проект по Иртышу у нас идет так. В основном по Иртышу сегодня занимаются именно внутренними перевозками в пределах каждый своей области. Еще с Омской области осуществляются перевозки вплоть до Ханты-Мансийска.

Самая главная проблема – судов не хватает, чтобы заниматься перевозками. Поэтому мы сейчас с НПП «Атамекен» и акиматом проговариваем вопрос, чтобы каким-то образом стимулировать наших перевозчиков на обновление и приобретение новых судов. Спасибо.

ТӨРАҒА. Ұлықбек Шабданович.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Сіздің жауабыңызға мен қанағаттанбадым, шынын айтқанда, никакой стратегии көрген жоқпын. Мен сізден сұрадым, Қытай Халық Республикасымен сөйлесіп жатырсыздар ма, сендер автомобильные перевозки дейсіздер, зачем? Ол жерде Қара Ертіс бар емес пе? Ол жермен кеме жүретін, бұрын баржалар жүрген, шлюздардың бәрі істеп тұр, пристаньдер бар, қандай сіздерде стратегиялық жоспарыңыз бар? ... апаруға болады қанша, қанша материалдарды тасуға болады Қытайдан, қаншама қаражатты табуға болады. Неге ақша әкелетін нәрселермен біз аймаласпаймыз? Анау жаққа 100 миллиард саламыз, ертең біреу келеді, алады, оны ешкім білмейді. Ал мына жерде нақты, 10 баржа алуға болады ғой, 10 баржаны алып, соны жұмысқа қойса, бір баржа 1,5 мың тонна алады. Ол машина емес, ол өте арзан перевозка. Өзендегі перевозка ол өте арзан. Анау тауарлардың бағасы  төмендейді ғой.

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Ұлықбек Шабданович, жаңа айттым ғой сізге, Вы же сами знаете, что Черный Иртыш у нас несудоходен.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Почему?

ТІЛЕПОВ Қ.Т. С китайской стороны там полностью все перекрыто, там судоходством не занимаются. Поэтому мы довозим до озера Зайсан, до Тұгыла. Сейчас мы там строим пристань, будем переваливать на автомобильный транспорт и дальше уже возить до Карамая автомобильным транспортом. Мультимодальная перевозка.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Тоже можно.

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Потому что не можем мы сейчас заниматься этим.

ТӨРАҒА. Жақсы.

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Помимо этого, мы сейчас прорабатываем вопрос между Павлодаром и Омском, чтобы заниматься грузоперевозками. Они сейчас многие свои объемы переваливают как раз на внутренний водный транспорт, переориентируют. Поэтому мы сейчас в этом отношении с ними работаем.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Хорошо.

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Сейчас с НПП и с акиматом, плюс с Омской областью определяемся по грузовой базе, что возить.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Конкретно 29 миллиардов – обеспечение безопасности судоходства.

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Это путевые работы. Проведение дноуглубительных работ, выставление знаков, ремонт технического флота, проведение капитального ремонта трех судоходных шлюзов – Усть-Каменогорского, Шульбинского, Бухтарминского. Помимо этого, также предусмотрены средства на обновление технического флота и обеспечение навигационной безопасности на Каспийском море в портах «Баутино» и «Курык».

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Строительство 8 судов, технический ремонт – это что?

ТІЛЕПОВ Қ.Т. Это земснаряды, баржи, шаланды. Они не занимаются перевозками, занимаются путевыми работами.

ТҰМАШИНОВ Ұ.Ш. Все понятно.

*