Ахметбеков
Жамбыл
Аужанович

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента

Обращение к депутату
КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «МЕДИЦИНА В КАЗАХСТАНЕ - ЛЕЧИМ ИЛИ ЗАРАБАТЫВАЕМ?»

Вступительная речь Ахметбекова Ж.А.

на круглом столе по теме:

«Медицина в Казахстане - лечим или зарабатываем?»


Құрметті жолдастар!

Құрметті дөңгелек үстелге қатысушылар!


Біздің шақыруымызды қабыл алып, шараға келгендеріңіз үшін Сіздерге алғыс айтамыз. Денсаулық сақтау мәселелері елімізде қордаланған әлеуметтік мәселелердің ішінде ең өзектісі болып табылады және бұл мәселе партиямыздың ұдайы назарынан түскен емес.  Сондықтан да бүгінгі дөңгелек үстелде талқылайтын басты тақырыбымыз да осы болмақ.

Қазақстан Республикасы Парламентінің Мәжілісіне «Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» заң жобасы келіп түсті. Жобамен таныса келе түйгеніміз жаңа жүйені елімізде енгізу бірнеше кезеңді қамтығалы отыр.

Өздеріңіз білесіздер өткен жылы «Міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру туралы» Заң қабылданды. Бұл заңда жаңа жүйені құру, енгізу және қалыптастыру жөніндегі негізгі нормаларды қарастырған болатын. Мәжілісте жұмыс тобының отырыстарында, жалпы қоғамда бұл мәселе өте қызу талқыланып жатыр. Енді осы заңды қолданыстағы басқа заңдармен сәйкестендіру үшін бірқатар заңдарға өзгерістер енгізу көзделіп отыр. Сол арқылы денсаулық сақтау саласында жұмыс істеп жүрген институттарды жаңа жүйеге трансформациялау, мемлекет тарапынан белгіленген тәртіппен медициналық көмек алатын әскери қызметкерлер, мемлекеттік қызметкерлер және олардың отбасы мүшелерінің міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесі аясында медициналық көмек алу механизмдерін реттеу көзделуде.

Біздің бүгінгі дөңгелек үстелге қатысушыларды тек медициналық сақтандыру мәселелері ғана емес, сондай-ақ бүгінде медицина саласындағы реформалар халыққа, қоғамға не береді, оның тигізер пайдасы қандай, залалы қандай немесе халық тиімді де қол жетімді медициналық көмек алуы үшін әлі де болса не жасалуы тиіс деген сұрақтар төңірегінде пікір алмасуға шақырамын.   


Уважаемые коллеги, участники круглого стола!

Я приветствую всех участников, кто нашел время, чтобы обсудить весьма важные для нашей страны и граждан вопросы, потому что вопросы медицинского страхования и реализация данного закона и предыдущих законов, которые мы приняли в 2015 году, отразится на каждом из нас. Этот закон охватывает все общественные социально-экономические, финансово-экономические отношения в обществе. Многие вопросы сейчас обсуждаются активно на разных профессиональных и общественных площадках. Не секрет, что в обществе сложилось неоднозначное мнение, порой непонимание, даже настороженность в отношении новой модели.

Здоровье – ценный ресурс современного человека, «будет здоровье – будет всё», гласит народная мудрость. Но с ухудшением экономической ситуации, оставаться здоровым с каждым годом становится все дороже.

Так, по данным аналитиков цены на услуги в области здравоохранения в Казахстане в августе 2016 года выросли. К концу лета первичный прием врача стоил в среднем по стране 2 041 тенге, что на 20 процентов больше, чем годом ранее.

Дороже всего среди больших городов страны услуга обходилась алматинцам - 3 677 тенге, плюс 30,5%. Дешевле всего – жителям Караганды - 1 253 тенге, плюс 5,2% за год. Самое значительное подорожание отмечено в Костанае - сразу плюс 56,9 процента, до 2 413 тенге.

Такая же ситуация наблюдается и в области фармацевтической продукции – цены на лекарства в аптеках поднялись. По данным аналитического исследования средняя цена за упаковку в I квартале 2016 года, в сравнении с аналогичным периодом 2015 года, в национальной валюте возросла на 42% до 533 тенге.

Уважаемые участники круглого стола! Я очень рад, что вы нашли время и откликнулись на наше предложение обсудить наболевшие проблемы системы здравоохранения.




Доклад Ахметбекова Ж.А.

на круглом столе по теме:

«Медицина в Казахстане – лечим или зарабатываем?»


МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Уважаемые товарищи! 2015 году был принят Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании». Необходимость введения обязательного медицинского страхования можно объяснить тем, что медицина – очень затратная отрасль, а государство, даже самое экономический развитое, не всегда может в полной мере обеспечить граждан бесплатной медицинской помощью. Значит, требуется новая модель финансирования. Опыт страховой медицины имеет давнюю историю, и имеются различные ее модели, применяемые в тех или иных странах (бюджетно-страховая, частно­страховая и др). В отличие от других стран, казахстанская медицина на сегодняшний день имеет бюджетную модель с относительно слабыми элементами добровольного медицинского страхования. Думаю, что когда закон заработает в полною силу наши граждане смогут получить возможности получить высококвалифицированные медицинские услуги.

По Законам «Об обязательном социальном медицинском страховании» предложен гражданам два вида пакетов медицинских услуг. Первый базовый пакет - это гарантированный государством объем медицинской помощи, которая финансируется из республиканского бюджета. Он должно быт доступен всем гражданам Казахстана. Он включает: скорую медпомощь и санитарную авиацию, помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях,  профилактические прививки. Во второй пакет входит страховой пакет. Страховой пакет будет предоставляется из вновь создаваемого Фонда медстрахования. В этот второй пакет входит: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), стационарозамещающая помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь. Считаю, что для сбалансированности бюджета нужно стремиться распределять средства так, чтобы расходы были соразмерны доходам. На практике этого достичь трудновато. Более реальным и эффективным будет стремление к тому, чтобы расходы за каждый отчетный период были немного меньше, чем суммы поступивших средств. Тогда, накапливая этот излишек, можно будет сформировать резервный фонд на случай возникновения непредвиденных ситуаций.   

Здравохранение очень затратная сфера. Не думаю, что отчисление 7% медвзноса и 5% отчисления работодателя покроют всю медицинскую затрату человека. Все равно денег будет не хватать.  Международный опыт показывает, даже самым богатым государствам не подвластно полностью компенсировать все медицинские затраты на своих граждан. Даже такие  страны как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, которые в свое время, разбогатев за счет нефти, не смогли в полной мере обеспечить своих граждан всеми медико-социальными благами. Готовность государства внедрить обязательное медицинское страхование – это полдела. Необходимо создать инфраструктуру. К сожалению, в нашей стране  пока не готовы к этому шагу. Страховые компании, которые слабо капитализированы, не имеют достаточного опыта корпоративного управления, риск-менеджмента в этой сфере. То есть, специализированных организаций практически нет. 

При выборе казахстанской модели системы обязательного социально-медицинского страхования  был изучен не только опыт стран, где функционирует эта система, период становления,  конечно, допущенные ими ошибки. Изучены три глобальные модели системы здравоохранения: бюджетную, страховую и частную. Следует отметить, что сегодня ни одна из них в чистом виде не функционирует.

Например, Германия, которая внедрила страховую систему в виде больничных, ориентировалась только на взносы работодателей и работников. Но реформы, проводимые с 2006 года, привели к внедрению бюджетных ассигнований на детей. Сегодня более 10 процентов расходов всех больничных касс приходится на федеральный бюджет этой страны. Во Франции расходы бюджета на здоровье населения в начале внедрения системы составляло всего лишь 1,6 процента, остальные взносы обеспечивались за счет работодателей и работников. Сегодня расходы бюджета Франции на детей и на социально уязвимое население составило более 36 процентов.

В США также запланированы преобразования, предусматривающие внедрение обязательной системы медицинского страхования наравне с существующей частной системой. В этой связи с учетом опытов этих стран и трендов развития систем, была выбрана бюджетно-страховая модель, где государство будет обеспечивать взносы за экономически неактивное население, работодатель - за наемных работников, а работники за себя.

По стратегии Всемирной организации здравоохранения медицинская помощь в том объеме, которая необходима для пациента, должна быть  полностью доступна.

В новом «Об обязательном социальном медицинском страховании» законе, который приняты, учли ошибки старого ФОМС. При ее разработке приняли активное участие эксперты Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения и медицинских НПО. Фонд начнет действовать с 2017 года и будет работать по логике солидарной ответственности граждан, работодателей и государства. В первую очередь, он будет ориентирован на обеспечение первичной медико-санитарной помощи. Созданный в рамках единой национальной системы единый плательщик медицинских услуг в лице Комитета оплаты медицинских услуг должен стать основой для будущего фонда.

Сегодня в портфель Мажилиса поступил проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного медицинского страхования». Поэтому мы хотели бы сегодня немного шире рассмотреть вопрос, предложить вернуться к проблемным вопросам здравоохранения, которые всегда в обществе будет обсуждаться в обозримом периоде.  

Спасибо за внимание!