Ахметбеков
Жамбыл
Аужанович

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента

Обращение к депутату
Круглый стол на тему: «Актуальные проблемы образования в Казахстане»

Вступительная речь Ахметбекова Ж.А.

на круглом столе по теме:

«Актуальные проблемы образования в Казахстане»


Здравствуйте, уважаемые участники круглого стола. Я рад, что Вы нашли время, чтобы нашли время и откликнулись на наше предложение.

Образование – это фундамент успешного будущего наших детей. Но, в последние годы, это будущее становиться все туманнее – бесконечная череда реформ, частая смена министров образования, произвол в изменении учебных программ и учебников – вызывают серьезные опасения как у родителей, так и у педагогов.

Оно и понятно, на кону судьбы будущих граждан Казахстана, их место в современном мире. Поэтому любые изменения в системе образования вызывают живой интерес у казахстанцев. Всегда есть опасность, что реформа провалится, а это упущенные возможности и потраченные в пустую годы обучения. Свои провалы в реформировании образования государство решает назначением нового министра. Но, восполнить провалы в знаниях детей это вряд ли поможет.

Попытки внедрить лучшие учебные методики пока не получили одобрения в обществе, так как делались наспех и возможно, без глубокого анализа. Весь опыт проведения реформ в этой сфере сопровождается негативным информационным фоном. Большинство нововедений внедрялись молниеносно, без широкого обсуждения с общественностью. Зачастую сами педагоги не понимали целесообразность многих реформ.

Внедрение в ближайшие годы обучения на трех языках также вызывает много вопросов. Безусловно, знание трех языков даст нашим школьникам больше возможностей в современном мире, откроет двери в престижные международные вузы. Но, готовы ли сами дети учиться на 3-х языках, найдется ли достаточное количество квалифицированных педагогов, способных грамотно преподавать предмет на иностранном языке, есть ли ресурсы для осуществления этих задач?

Положительный опыт трехязычия у нас есть. Но, это в Казахско-Турецких лицеях и Назарбаев Интеллектуальных школах. Там решен вопрос с кадрами. Самые лучшие кадры идут туда, и обязательно наличие в школе педагогов - носителей языка. Сегодня, когда в общеобразовательных школах в 4 классе по госпрограмме вообще нет английского языка ни одного часа, а в 1, 2, 3 классах только по одному часу. И как сейчас начинать трехязычие – непонятно.

По задумке МОН, полноценное обучении на английском языке начнется в 10-12 классах, и только нескольких предметов. Однако есть опасения, что часть школьников, которым плохо даются иностранные языки, просто не смогут освоить эти предметы. Возможно, будут разработаны специальные методики, для решения подобных проблем, пока МОН об этом умалчивает.

Остро стоит вопрос размера заработной платы учителей и повышение статуса профессии педагога. Вряд ли, квалифицированный специалист, готовый преподавать на нескольких языках, пойдет работать в обычную школу за невысокую зарплату.

Низкая привлекательность профессии педагога, также является препятствием для привлечения талантливых людей в сферу образования. Поэтому, зачастую на работу в школу приходят не самые лучшие кадры.

В решении этой проблемы можно ориентироваться на опыт стран с успешной системой образования, таких как Сингапур, Финляндия, Южная Корея, где статус учителя очень высок: они получают хорошую зарплату, со стороны правительства оказывается всесторонняя поддержка, в профессию идут талантливые люди. Лучшие учат самому лучшему.

До сих пор остается актуальным вопрос с учебниками. Большие очереди за книгами, дифицит учебников и учебных тетрадей – такая ситуация повторояется из года в год. Родители вынуждены простаивать большие очереди в книжные магазины, чтобы купить необходимые книги и тетради для школьников. Отсутвие планирования, бессистемность в решении этого вопроса, отсутсвие обратной связи учителей с родителями приводит к тому, что учебный год не все школьники начинают подготовлеными.

О проблемах системы образования мы говорим каждый год. Какие-то из них решаются, а какие-то так и не сдвинулись с мертвой точки.

Сегодня я предлагаю участникам круглого стола принять активное участие в обсуждении и решении проблем образования.