Ахметбеков
Жамбыл
Аужанович

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента

Обращение к депутату
Депутатский запрос Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан Скляру Р.В

Заместителю

Премьер-Министра

Республики Казахстан

Скляру Р.В

Депутатский запрос

    Уважаемый Роман Васильевич!

В своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года Главагосударства К.К.Токаев поставил задачу формирования западных регионовКазахстана как центров притяжения инвестиций в строительствонефтехимических комплексов, а также развития нефтехимии игазопереработки высоких переделов.Надо сказать, что эту задачу государственные органы должны быливыполнять и раньше в течение всех лет независимости государства в рамкахпоручений Елбасы по переходу от сырьевой направленности нашейэкономики к созданию новых переделов в промышленности.Но сейчас, когда в рамках выполнения своих обязательств поПарижскому соглашению многие страны с целью противодействияизменению климата в своем развитии взяли курс на максимальное снижениепотребления ископаемого топлива, в том числе, нефти, этот вопрос сталособенно острым, поскольку именно экспорт нефти является основнымисточником доходов государства, а ее добыча обеспечивает занятостьнаселения.

Очевидно, что экспорт продукции нефтегазохимическойпромышленности, как минимум, должен возместить потери государства отэкспорта нефти, а ее производство – компенсировать возможные потерирабочих мест на нефтедобыче.Между тем, вопрос создания нефтехимических комплексов игазопереработки высоких переделов в нашей стране, мягко говоря, идет неслишком удовлетворительно.

Поэтому такие прогнозы, как рост поступлений 2от экспорта нефтегазохимической продукции в 2025 году до 1 млрд., а в 2030году – до 3 млрд. долларов США представляются чересчуроптимистическими.И причина сомнений заключается в следующем.Созданная еще в 2007 году СЭЗ НИНТ (специальная экономическаязона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»)несмотря на предоставляемые вот уже в течение 13 лет налоговые итаможенные льготы, несмотря на вкладываемые государством и инвесторамисредства, не дает сколь-нибудь ощутимых результатов от своей деятельностив виде экспортных доходов от выпускаемой продукции.

Первый крупный завод по выпуску полипропилена планируетсязапустить только в конце этого года, а завод по выпуску полиэтилена –только в 2026 году. Это при том, что уже сегодня спрос на полиэтилен в мирепревышает предложение, а на полипропилен – нет. При этом, есть сомненияв реальности намечаемых сроков выпуска полиэтилена в 2026 году, так какне то, что проекта, а даже задания на проектирование до сих пор нет.

Еще большие сомнения вызывает своевременная реализация проекта попроизводству циклогексана (который должен быть завершен в 2022 году), таккак на сегодняшний день (по прошествии четырех лет реализации проекта) нет даже ТЭО.

В связи с изложенным, просим дать ответы на следующие вопросы.

1. На чем основываются оптимистические прогнозы по повышениюэкспорта нефтегазохимической продукции? На основе долгосрочныхконтрактов по сбыту продукции или на основе запланированных на бумагенамерений по выпуску той или иной продукции?

2. Почему так долго, несмотря на многолетние налоговые льготы ипривлекаемые инвестиции, нет ощутимых результатов от деятельности СЭЗНИНТ?

3. Насколько реальны запланированные сроки выпуска полиэтилена ициклогексана? Какие меры предпринимает Правительство, чтобы ускоритьвыпуск этой продукции?

Просим Вас рассмотреть данный депутатский запрос, отразитьпозицию Правительства по указанным проблемам и представить ответ вустановленные законодательством сроки.

С уважением,

Члены фракции НПК

в Мажилисе Парламенте

Ж.Ахметбеков

Ф.Каменов

З.Кулахметов

А.Конуров

А.Милютин

3А.Паяев

С.Решетников

А.Скакова

Е.Смайлов

И.Смирнова