Ахметбеков
Жамбыл
Аужанович

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента

Обращение к депутату
Депутатский запрос Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову А.А.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович! 

Глава государства после январских событий в стране призвал пересмотреть старые подходы и вместе строить Новый Казахстан – с приоритетом на решении вопросов социальной справедливости и справедливого распределения национального дохода. Еще ранее – в своем Послании народу Казахстана – он говорил о том, что мы строим инклюзивное общество, выделив граждан страны с особыми потребностями.

На протяжении многих лет депутаты Народной партии Казахстана поднимают проблемные вопросы людей с инвалидностью и ведут работу по их решению. Обращаемся к вам как к главе нового Правительства, надеясь, что оно окажется ближе к концепции «слышащего государства», чем предыдущее.

В апреле прошлого года мы ставили вопрос о снижении пенсионного возраста для людей с инвалидностью (ЛСИ). Казахстанцы с инвалидностью, безусловно, имеют право на труд, и некоторые из них желают продолжать трудовую деятельность и по достижении пенсионного возраста, но таких – меньшинство. Для большинства ЛСИ уже в предпенсионном возрасте работать становится физически тяжело по состоянию здоровья и это естественно и понятно.

Предыдущее Правительство ответило нам, что при снижении пенсионного возраста для ЛСИ размеры назначенных солидарных пенсий будут ниже ежемесячного пособия по инвалидности. Фактически получен отказ.

Но почему бы не изменить пенсионную систему так, чтобы сделать исключение для ЛСИ? Ведь не люди для системы, а система для людей. Тем более, что ЛСИ страдают от физически обусловленного неравенства, при котором искусственное равенство в возрасте выхода на пенсию – это издевательская несправедливость.

Кроме того, почему при выходе на пенсию должна прекращаться выплата пособия по инвалидности? Ведь с возрастом здоровье не улучшается, а ухудшается, и инвалидность никуда не исчезает. То есть пенсионеры с инвалидностью должны в обязательном порядке получать и пенсию, и пособия по инвалидности. Пример выхода на пенсию в более раннем возрасте у нас в стране есть – это сотрудники правоохранительных и специальных органов. При этом ясно, что в большинстве своем это люди с изначально с хорошим здоровьем. Считаем, что в пенсионном обеспечении казахстанцев с инвалидностью должны применятся схожие подходы.

И, наконец, вопрос денег. Правительство, когда мы говорим о необходимости решений, необходимых для улучшения качества жизни наших граждан, уже привычно отвечает, что это «создаст дополнительную нагрузку на бюджет», а потому что не может быть реализовано.

Здесь есть несколько объективных аргументов против такого подхода. Во-первых, отметим, что поднимаемый вопрос касается небольшой группы граждан. В Казахстане работающих инвалидов пенсионного возраста насчитывается менее 3 тысяч человек. 50 тысяч из числа работающих инвалидов находятся в возрасте в возрасте от 45 лет до предпенсионного возраста. То есть их не так много – тех, кто может быть выйти на пенсию раньше установленного срока. И бюджет Казахстана вряд ли слаб настолько, чтобы не потянуть такую нагрузку.

Во-вторых, есть что сказать и по самому бюджету. Среди основных итогов аудиторской деятельности Счетного комитета за 9 месяцев 2021 года выделяются два момента: сумма выявленных финансовых нарушений составила 384,4 млрд тенге, а сумма неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства и вовсе превысила триллион тенге! То есть деньги у государства есть. Во всяком случае, бюджетные средства стабильно находятся на ошибки и ненужные траты. Это то, что может и должно быть изменено.

Эти изменения затрагивают, безусловно, не только бюджет, но и программные документы:

С учетом вышеуказанного и в поддержку инициатив президента страны, Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают следующее:

  1. Правительству РК – снизить пенсионный возраст для лиц с инвалидностью.

  2. Министерству труда и социальной защиты РК, Министерству здравоохранения РК, Министерству национальной экономики, Министерству финансов РК, с обязательным участием организаций лиц с инвалидностью разработать четкие критерии снижения и определения возраста выхода на пенсию лиц с инвалидностью (с учетом группы инвалидности, состояния здоровья, заболевания, характера труда и т.д.). А также механизм пенсионного обеспечения, учитывающий и отвечающий интересам лиц с инвалидностью.

  3. Министерству труда и социальной защиты РК, Министерству здравоохранения РК, Министерству образования и науки РК – разработать план необходимых научных исследований по проблемам инвалидности, в том числе о влиянии возраста на трудоспособность работающих инвалидов.

  4. Правительству РК – внести доработки в «Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года» в части пенсионного обеспечения лиц с инвалидностью, сбора статистических данных и научного исследования вопросов инвалидности, разработки индикаторов эффективности работы Министерства труда и социальной защиты РК в сфере инвалидности.

  5. Внести вопрос снижения пенсионного возраста людей с инвалидностью в разрабатываемый Социальный Кодекс.

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»

Ж. Ахметбеков

А. Конуров

Ф.Каменов

Г. Кулахметов

А. Милютин

А.Паяев

С. Решетников

А. Скакова

Е. Смайлов

И.Смирнова