Линник
Андрей
Григорьевич

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Письмо Министру финансов Республики Казахстан Жамаубаеву Е.К. о внешних заимствованиях из ЕБРР

Министру финансов

Республики Казахстан

Жамаубаеву Е. К.



Уважаемый Ерулан Кенжебекович!


31 марта текущего года мною был направлен депутатский запрос (ДЗ-122) на имя Первого Заместителя Премьер-Министра РК Смаилова А.А., касательно строительства полигона твердо-бытовых отходов в городе Семей за счет внешних заимствований из ЕБРР.[1]

В этой связи, ко мне обратился директор ГКП «Многоотраслевое эксплуатационное предприятие «Келешек» Нигметов М.Ш. и представил письмо, в котором он приводит расчёты и ставит  под сомнение целесообразность и эффективность займов ЕБРР для казахстанской стороны на примере указанного полигона.

Так, в соответствии с условиями кредитного договора с ЕБРР размер вознаграждения по кредиту не фиксированный и рассчитывается как сумма стоимости привлечения средств самим ЕБРР плюс маржа в размере 4,25% годовых.

Из открытых источников в прессе известно, что ЕБРР в 2019 и в 2020 годах привлекал на KASE облигационные займы в тенге с выплатой купона (вознаграждения) в размере официального уровня инфляции плюс 1% годовых. Учитывая размер инфляции за 2020 год, который составил 7,5% в год, в данном случае ставка по кредиту составила бы 12,75% годовых (7,5% + 1% + 4,25%).

А если учитывать комиссии, которые предприятие должно будет выплатить ЕБРР (разовая комиссия в размере 1,2% от суммы кредита, 0,6% годовых за готовность предоставить кредит и еще 25 000 USD комиссия за оценку), а также условия, что все платежи по кредиту должны за месяц до даты выплаты депонироваться на специальном счете ЕБРР, - то эффективная процентная ставка по кредиту вырастает выше уровня 14% годовых.

Важно отметить, что ЕБРР по условиям договора имеет право в любой момент и по своему усмотрению увеличить размер вознаграждения по кредиту в случае «ухудшения рыночной конъюнктуры».


При этом, ЕБРР будет на казахстанской фондовой бирже размешать облигации, которые выкупят казахстанские банки, пенсионный фонд и другие местные инвесторы, а затем на казахстанские же деньги ЕБРР начисляет 4,25% своей маржи плюс комиссии, - и предоставляют эти средства заёмщику под гарантии акимата. То есть, проекты, якобы финансируемые ЕБРР, в действительности финансируются нашими же, казахстанскими инвесторами, только с накруткой интереса ЕБРР.

Получается, ЕБРР зарабатывает на пробелах и отсутствии взаимодействия между отечественным бизнесом и отечественными же инвесторами, что является системной проблемой отечественного фондового рынка. И наверное, более правильным и более выгодным было бы наладить их прямое взаимодействие, через развитие регулирования фондового рынка, чем вынуждать бизнес переплачивать за казахстанские же финансовые ресурсы. Тем более, что их значительная часть – а именно, средства пенсионного фонда и БВУ – формируются из народных отчислений либо государственной поддержки банков.


В этой связи, уважаемый Ерулан Кенжебекович, прошу Вас рассмотреть прилагаемое письмо Нигметова М.Ш., где приводятся указанные доводы и подтвердить либо опровергнуть приведённые расчеты порядка и стоимости займов ЕБРР для казахстанских заемщиков.




С уважением,

Депутат Мажилиса                                                                                                                                             А. Линник