Линник
Андрей
Григорьевич

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Депутатский запрос о гуманизации наказаний за экономические преступления

Генеральному прокурору

Республики Казахстан

Нурдаулетову Г.Д.



Председателю Агентства

Республики Казахстан

по финансовому мониторингу

Элиманову Ж.К.




Депутатский запрос


Уважаемый Гизат Дауренбекович!

Уважаемый Жанат Калдыбекович!



Демократическая партия Казахстана «Ак жол» и предпринимательское сообщество, в целом, позитивно восприняли создание Агентства по финансовому мониторингу при Президенте Республики Казахстан.

Создание именно гражданского ведомства, а не новой силовой структуры подчёркивает его направленность на декриминализацию предпринимательской деятельности.

Это безусловный показатель того государственного значения, которое Президент К.К. Токаев уделяет деофшоризации и благоприятному бизнес-климату в стране.

Вынуждены отметить, что данный шаг более чем своевременный, учитывая тенденции последних лет по «закручиванию гаек» в отношении предпринимателей.

Так, только за 2020 год, согласно официальным данным Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, число экономических преступлений, а значит и уголовных дел по ним, выросло на 23%. Подавляющее большинство из них, это незаконная выписка счетов-фактур, нарушение бухгалтерского учета, незаконное получение кредита и другие.

Каждая из указанных статей предусматривает наказания вплоть до лишения свободы.

При этом, само наличие уголовной ответственности позволяет месяцами держать предпринимателя под стражей, подвергать вымогательствам и захвату бизнеса. Неслучайно значительная часть таких дел прекращается до суда.

Еще хуже, когда предпринимателя все-таки сажают в тюрьму: предприятие ликвидируется, оборудование ржавеет, сотни людей лишаются работы, а государство лишается налогов. Тюрьма еще никого не сделала лучше. А общество еще и оплачивает его содержание. По факту проигрывают все.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что провинившихся бизнесменов нужно наказывать рублем, а не заключением. Проворовался, не заплатил налоги – пусть заплатит в два-три раза больше. Зато он сохранится как субъект экономики, будет продолжать приносить прибыль государству, сохранит рабочие места.

Поэтому мы надеемся, что с созданием Агентства по финансовому мониторингу при Президенте Республики Казахстан будут окончательно разделены экономические и коррупционные преступления.

Экономические нарушения совершаются предпринимателями, а коррупционные – с участием государственных служащих или государственных предприятий. Считаем, что степень ответственности по ним должна резко отличаться и выступаем за полную декриминализацию экономических нарушений, когда к предпринимателям в принципе не должны применяться тюремные сроки.

Поэтому есть необходимость расширения альтернативных мер наказания.

В частности, с развитием современных технологий появляется возможность вернуться к таким методам, как ссылка и высылка. Эти меры были исключены из Уголовного кодекса в 1998 году, ввиду невостребованности.

Однако, сегодня они позволили бы не делать уголовниками обычных предпринимателей. Такие нарушители, как правило, обладают деловой хваткой, нередко имеют средства и целые предприятия. Получается их переселение вместо тюрьмы, в малые города и районные центры, может поддержать местную экономику. Ведь такие осужденные не захотят сидеть без дела, перевезут семьи и бизнес, построят дома для себя и своих специалистов, отремонтируют школы, где учатся их дети, откроют заведения для досуга. Тем самым, государство вместо преступников может сохранить действующих предпринимателей и даже целенаправленно оживить депрессивные райцентры и малые города, например, в Северо-Казахстанской или Кызылординской области, Аркалыке или по периметру внешних границ Республики.

На основании изложенного, депутатская фракция Демократической партии Казахстана «Ак жол» предлагает рассмотреть следующие меры гуманизации наказаний за экономические преступления:

1) отменить такую меру, как лишение свободы, за экономические преступления, полностью заменив ее финансовыми санкциями;

2) в случае невозможности полной отмены, ввести альтернативные виды наказания для предпринимателей, как ссылка в отделенные районы Республики и высылка с запретом на проживание в крупных городах и областных центрах, с сохранением права на занятие бизнесом;

3) определить вероятные места ссылки экономических нарушителей из числа районных центров и малых городов, нуждающихся в притоке пусть оступившихся, но все же предпринимателей и их инвестиций.


С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»                                                                                                            А. Линник

А. Перуашев

А. Абильдаев

Е. Барлыбаев

Б. Дюсембинов

С. Ерубаев

Д. Еспаева

А. Жумабаева

К. Иса

Е. Өмірғали

М. Раманкулов

А. Сембинов