Линник
Андрей
Григорьевич

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Обращение к депутату
Депутатский запрос об обеспечении и выделении не менее 50% объемов нефтепродуктов напрямую от ресурсодержателей к розничным реализаторам нефтепродуктов, минуя посредников либо ввести государственное регулирование оптовых цен на нефтепродукты;

Министру энергетики

Председателю Агентства

по защите и развитию

конкуренции

Уважаемый Болат Уралович!

Уважаемый Серик Макашевич!

 Поводом нашего депутатского запроса послужили многочисленные обращения в адрес фракции от субъектов МСБ в сфере розничной реализации нефтепродуктов.

Защита экономических интересов страны, в том числе создание условий, исключающих незаконное производство и оборот нефтепродуктов, является одной из задач государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов.

Глава государства К.К. Токаев неоднократно отмечал, что из года в год наши граждане и предприниматели страдают от отсутствия прозрачности в системе производства и распределения ГСМ.

Как нам известно, Министерством энергетики во исполнение данных поручений Главы государства принят приказ от 6 января т.г. за №2, согласно которому на территории страны установлены предельные розничные цены на нефтепродукты, сроком на 180 дней.

Вместе с тем, исполнение данного нормативного правового акта столкнулось со следующими трудностями.

Первое: При определении ценообразования Министерство отталкивалось от розничных цен, установленных на АЗС ТОО «Petro Retail» (бывшая сеть АЗС «КазМунайГаз өнімдері»), которое получает объемы напрямую от основных ресурсодержателей по приемлемым ценам.

Малые же и средние розничные реализаторы вынуждены приобретать нефтепродукты у оптовых поставщиков-посредников и мелких давальцев, по ценам уже на порядок выше, чем у первичных ресурсодержателей, что в свою очередь, сказывается на цене.

Кроме того, принятое 10 января т.г. решение Министерства энергетики о прямом выделении ресурсодержателями объемов нефтепродуктов всем розничным реализаторам (сетям АЗС), минуя посредников и по ценам текущего уровня ТОО «Petrosun» опять-таки столкнулось с открытым игнорированием.

Второе: Отсутствует равный доступ к нефтепродуктам.

Так, свободный и неограниченный доступ к объемам топлива у крупнооптового поставщика ТОО «Petrosun» таких гигантов как «GasEnergy», «Sinooil», «Qazaq Oil», «КазМунайГаз» и искусственно созданные барьеры для остальных более мелких реализаторов, вынуждают их продавать ГСМ практически по себестоимости, а то и в убыток себе. В такие условия МСБ загнали монополисты и так называемые «прокладки» между НПЗ и АЗС.

В настоящее время, одни и те же «особые» компании получают львиную долю распределяемых нефтепродуктов, а остальные - либо получают по остаточному принципу, либо не получают вообще, становясь в неравные рыночные условия, тем самым обрекаясь на банкротство.

Особый акцент хотелось бы отметить на деятельности основного оптового поставщика нефтепродуктов страны - АО НК «КазМунайГаз», который абсолютно игнорирует мелких розничных реализаторов.

Третье: Мелкие и средние розничные реализаторы вынуждены подписывать контракты на кабальных для них условиях.

Так, ресурсодержатели, на систематической основе, понуждают МСБ к условиям контрактов со 100% предоплатой не позднее 4-х дней , при сроках поставки не менее 30-ти дней с момента предоплаты и не факт, что условия будут исполнены.

Учитывая изложенное, депутатская фракция ДПК «Ак жол» требует принять следующие меры:

1) обеспечить выделение не менее 50% объемов нефтепродуктов напрямую от ресурсодержателей к розничным реализаторам нефтепродуктов, минуя посредников либо ввести государственное регулирование оптовых цен на нефтепродукты;

2) ускорить процедуры цифровизации распределения нефтепродуктов на базе интегрированной информационной системы «Единая государственная система управления недропользованием Республики Казахстан».

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»