Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Фракция «Ак жол» просит правительство сообщить о привлечении к ответственности чиновников, виновных в срыве госпрограмм

http://akzhol.kz/ru/news/show/6592/1/4


    Фракция «Ак жол» просит правительство сообщить о привлечении к ответственности чиновников, виновных в срыве госпрограмм – это предложение озвучил Азат Перуашев, обращаясь к Бахытжану Сагинтаеву вчера в ходе обсуждения отчета об исполнении республиканского бюджета за 2014 год.

    Лидер «Ак жола» напомнил о недавнем поручении первого вице-премьера Сагинтаева госорганам разобраться с виновниками срывов госпрограмм. «У меня просьба к Бахытжану Абдировичу – во-первых, учесть в ходе этих разбирательств примеры, приведённые депутатами в ходе настоящего обсуждения бюджета, а во-вторых - информацию о привлечённых к ответственности лицах довести до сведения депутатов Парламента. Прошу это также считать депутатским запросом», - обратился он к вице-премьеру.

    В качестве наглядного примера изобретательности чиновников по выкачиванию средств из бюджета, Азат Перуашев привел выделение из бюджета 1,7 млрд. тенге на... возмещение амортизационных расходов (?!) в АО «Национальный медицинский холдинг».

    При этом в расчет принималось простаивающее оборудование!!! Такой подход прямо противоречит нормам планирования бюджетных расходов, поскольку в бухгалтерской практике амортизация не предполагает какого-либо иного возмещения, кроме учета в налогах. Тем более, амортизация неустановленного и неработающего оборудования производиться не может.

    «И было бы весьма интересно узнать, на что в действительности потрачены эти 1 млрд 700 млн тенге, поскольку «вставить» их в уже приобретённое оборудование физически невозможно. Но куда-то же эти огромные деньги делись? Прошу считать этот вопрос депутатским запросом нашей фракции», - подчеркнул руководитель ДПК.

    Он также сделал акцент на хронической проблеме срыва реализации государственных и отраслевых программ.

    К примеру, не достигнуто запланированное снижение уровня совершаемых преступлений. А.Перуашев сослался на споры 2 года назад при введении запрета на пневматическое оружие, когда руководство МВД заверяло, будто эта мера резко снизит вооружённую преступность. Были выделены миллиарды на выкуп пневматики, а результаты неясны.

    В рамках реализации Программы обеспечения безопасности дорожного движения РК на 2012-2014 гг. детская смертность и травматизм в результате ДТП не только не снизились, а наоборот, возросли.

    В этой связи он же напомнил о дискуссии вокруг введения обязательных детских кресел, не имеющих установленных технических требований безопасности. «Где результаты?», – задаются вопросом депутаты.

    Министерству здравоохранения и социального развития на капитальные расходы государственных организаций здравоохранения при плане 5,9 млрд.тенге было недофинансировано 1,9 млрд.тенге, т.е. 32%. Однако показатели по капитальному ремонту выполнены.

    «Очень хорошо, что в министерстве умеют экономить. Но одновременно возникает вопрос о качестве бюджетного планирования в данном ведомстве. Получается, что более 30% сумм закладывается без реальной необходимости, - заметил Перуашев. - Но ведь это сотни миллионов и миллиарды тенге».

    Не менее тревожным сигналом, по мнению руководителя парламентской фракции, служат данные о переплате по налоговым поступлениям. По состоянию на 1.01.2015 г. она составила 1691,3 млрд.тенге или 46,1% от всех налоговых поступлений 2014-го года.

    Основной причиной формирования таких показателей может служить только значительное (почти двукратное) снижение итоговых показателей КПН, по сравнению с запланированными на начало отчётного года. Это означает критический спад прибыльности предприятий и создает крайне затруднительное положение с наполнением бюджета в 2015 году.

    Еще один вопрос, на который он обратил внимание - отрицательные тенденции в сфере внешней торговли (спад на 10%) и банковского кредитования.

    Доля кредитов банков в структуре инвестиционной активности снизилась на 11% (с 16,5% в 2013 г. до 5,2% в 2014 г.). При этом, растет удельный вес наиболее рисковых - потребительских кредитов населения (21,3%), а в отраслевом разрезе наибольшая часть, по-прежнему, приходится на кредиты торговых организаций – 20% (19,5% в 2013 г.).

    «Можно констатировать сформировавшееся самоустранение банков от инвестиций в производство. Коммерческими банками утеряна связь с реальным сектором, что служит одним из ключевых факторов глобальной уязвимости казахстанской экономики в долгосрочном плане, - подчеркнул Перуашев.- Кроме того, продолжается рост внешнего долга страны - на конец 2014 года, увеличившись на 4,8%, он превысил 157 млрд.дол.США и составил 74,2% к ВВП.

    При этом, 88,3% внешнего долга приходится на долю квазигосударственного сектора, который продемонстрировал просто удручающие темпы прироста (31,3%). И это при том, что остаются неосвоенными более 300 млрд.тенге, выделенных этому сектору из бюджета. Вопрос: зачем тогда брать в долг из-за рубежа?»

    Согласно принятой в 2013 году Концепции бюджетной политики и утвержденному плану мероприятий, к 2020 году госдолг и долг квазигосударственного сектора в совокупности не должен превышать 22% к ВВП. Между тем, элементарные расчёты показывают, что этот показатель сегодня составляет порядка 65%, т.е. за оставшиеся 5 лет необходимо его настойчиво снижать примерно на 10 % ежегодно. Данное требование должно учитываться правительством в планируемых им мероприятиях.

    Азат Перуашев уверен, что все перечисленные факты свидетельствуют о серьезных проблемах в сфере планирования бюджетных расходов и недостаточном контроле как за их эффективностью, так и обоснованностью.

    Парламентская фракция ДПК «Ак жол» продолжает работу по реализации предвыборной платформы и выполнению наказов избирателей.