Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол» настаивает на необходимости разработки закона «О закупках», регулирующего закупки субъектов квазигосударственного сектора

    «Ак жол» настаивает на необходимости разработки закона «О закупках», регулирующего закупки субъектов квазигосударственного сектора, в том числе нацкомпаний, госпредприятий, крупных недропользователей и т.д. – об этом вчера на пленарном заседании Мажилиса заявила Светлана Кадралиева в депутатском запросе фракции на имя Премьер-министра К.Масимова.

    Напомним, что 13 февраля т.г. фракция ДПК «Ак жол» уже направляла аналогичный депутатский запрос Правительству. На принятии такого закона фракция настаивала в свете предыдущего исключения из системы госзакупок прежних преференций для отечественных производителей и нашего несогласия с таким подходом.

    «Недавно получен ответ на запрос, котором сообщается о нецелесообразности разработки и принятия единого Закона «О закупках». В качестве аргумента приводится то, что в регулировании закупок субъектов квазигосударственного сектора имеется обширная правовая база», - отметила С.Кадралиева.

    «Правовая база закупок национальных компаний представлена отдельными правилами компаний, разработанными на основе типовых правил, утвержденных Постановлением Правительства. На основе этих типовых правил, каждая компания устанавливает собственные конкретные требования, далеко не всегда в пользу отечественного бизнеса. Более того, отсутствует какая-либо ответственность должностных лиц, кроме дисциплинарной, за нарушения в данной сфере» - говорится в запросе.

    Для сравнения приводятся следующие данные: в 2012 году за нарушения в сфере госзакупок было наказано 2509 чиновников, из них 1026 привлечены к административной и уголовной ответственности. За тот же период, за нарушения при закупках субъектов квазигосударственного сектора наказаны 118 менеджеров и все они отделались только дисциплинарными взысканиями при том, что объемы рынка квазигосударственного сектора в 5 и более раз превосходят рынок госзакупок.

    Например, в 2012 году объем госзакупок составил 1,5 трлн. тенге, тогда как закупки национальных компаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн. тенге. В 2013 году госзакупки составили 1 трлн. тенге, при том, что квазигосударственный сектор осуществил закупок на сумму 7,3 трлн.тг.

    «О том, что данное поле не урегулировано должным образом, свидетельствуют и многочисленные обращения казахстанских производителей по поводу нарушения их законных прав и интересов при проведении закупок дочерними организациями национальных компаний и недропользователями, - подчеркнула депутат. - Более того, из опыта работы в различных бизнес-ассоциациях мы можем ответственно заявить, что пренебрежение интересами отечественных производителей со стороны субъектов квазигосударственного сектора носит систематический и совершенно безнаказанный характер».

    По мнению депутатов «Ак жола», именно данная сфера служит потенциальным полем коррупционных нарушений и источником т.н. «бегства капиталов» в оффшорные зоны. Они считают крайне важным перекрыть такие возможности.

    Другим аргументом нецелесообразности разработки Закона «О закупках» приводится то, что принятие рамочного законопроекта будет противоречить Концепции правовой политики, согласно которой необходимо сокращать отсылочные нормы и расширять принятие законов прямого действия.

    Однако фракция ДПК "Ак жол" и не предлагает принимать рамочный закон. Речь идет о необходимости принятия именно закона прямого действия, включающего прямые нормы регулирования закупок в квазигосударственном секторе в национальных интересах казахстанских производителей, вместо внутренних правил в интересах самого квазигосударственного сектора.

    «Отрицательный ответ на наш депутатский запрос также проводит аналогию с рамочным характером действующего Федерального закона РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако, даже в действующей редакции данного закона прямо прописывается приоритет товаров российского происхождения. Так, согласно пункту 8 статьи 3 Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет продукции российского происхождения по отношению к продукции другого государства», - заметила депутат.

    Она привела информацию о том, что в настоящее время в Госдуме обсуждаются и уже приняты в первом чтении поправки Федеральный закон «О закупках», предусматривающие дополнительные прямые преференции российским предприятиям.

    «Предлагаемые изменения позволят создать механизмы координации закупок крупнейших заказчиков из числа предприятий с государственным участием, в том числе в сфере нефтедобычи и недропользования, с условием развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, - считают в «Ак жоле». - Это делается, невзирая на то, что РФ является и членом ВТО, и членом ЕАЭС. Очевидно, что в таких условиях Казахстану также необходимо принимать адекватные меры».

    В этой связи, фракция ДПК повторно просит Правительство рассмотреть вопрос разработки Закона «О закупках», который призван регулировать закупочную деятельность субъектов квазигосударственного сектора в интересах отечественных товаропроизводителей и национальной экономики в целом.

    Парламентская фракция «ДПК «Ак жол» продолжает работу по реализации предвыборной платформы и защите интересов отечественных товаропроизводителей.