Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление по законопроекту "О государственных закупках" на пленарном заседании Мажилиса

    Уважаемый Кабиболла Кабенович, у меня сначала вопрос по процедуре. В сравнительной таблице имеются ряд непринятых поправок, внесённых мной от имени фракции ДПК "Ак жол".

    Несмотря на то, что эти поправки не были приняты рабочей группой, мы отказались их снимать из таблицы, поскольку на предыдущем заседании Палаты спикер, ссылаясь на требования Регламента, предложил не давать слово для выступления тем депутатам, чьих непринятых поправок в сравнительной таблице не имеется.

    Мы принимаем это требование и оставили свои поправки.

    Но в этой связи у меня возникает вопрос: в таблице сейчас имеется девять моих непринятых поправок.

    Будем ли мы обсуждать каждую из них и затем ставить на голосование по отдельности, или вы дадите мне возможность изложить нашу позицию в одном выступлении, а поправки поставим на голосование списком?

    В целях экономии времени и из уважения к проделанной работе наших коллег в рабочей группе, я предложил бы именно такой вариант: обсуждать не каждую поправку, а в целом, тем более, что некоторые из них повторяются в разных статьях законопроекта.

И я просил бы также отдельно проголосовать по нашим непринятым поправкам, а затем - по законопроекту в целом.

Прошу ответить на этот вопрос касательно процедуры выступлений и голосования.


    Уважаемые коллеги.

    В сравнительной таблице содержится 9 непринятых поправок, внесённых мной, как руководителем фракции "Ак жол".

Все они сводятся к 4 принципиальным моментам, которые на наш взгляд, не нашли должного решения в указанном законопроекте. Это:

1) регулирование закупок в национальных компаниях;

2) восстановление понятий отечественного производителя и казахстанского содержания

3) преференции для малого и среднего бизнеса в системе госзакупок

4) сохранение предварительного обсуждения конкурсной документации по госзакупкам, требующим проектно-сметную документацию.

Позвольте остановиться на них немного подробнее.

    1) Как известно, закупки, производимые национальными компаниями и их дочерними организациями, были выведены из-под действия настоящего закона о госзакупках в 2013 г.

    Тогда фракция "Ак жол" категорически возражала против такого решения, так как мы считаем, что распоряжение огромными государственными средствами должно находиться под чётким контролем государства, независимо от того, кому доверено это распоряжение - госоргану или хозяйствующему субъекту с государственным участием.

    От того, что поменялся распорядитель, природа этих средств не меняется, они остаются государственными и должны подлежать прозрачности и подотчётности.

    4 декабря 2013 г. Министерство финансов на наши возражения прислало официальное письмо, в котором дословно говорится, что - цитирую "ведётся работа по разработке Единого закона о закупках, который будет регулировать закупки государственных предприятий...

    Для этих целей в соответствии с поручением заместителя премьер-министра Орынбаева Е.Т. приказом председателя Агентства по защите конкуренции сформирована межведомственная рабочая группа".

    Прошёл 2013, 2014 годы, заканчивается 2015 год, а обещанный закон так и не появился.

    Более того, на запросы фракции "Ак жол" от 11 февраля и 10 июня текущего года, - о том, куда подевался обещанный закон, - мы получили ответы правительства, что - цитирую - "необходимость разработки отдельного закона "О закупках" отсутствует".

    Получается, разработчик законопроекта в 2013 году обманывал депутатов?

    Как говорится, госорган хозяин своего слова - захотел - слово дал, не захотел - забрал обратно?

    Но в таком случае, давайте возвращать в данный закон те нормы, которые мы исключили два года назад - а именно, о регулировании закупок хозяйствующих субъектов с государственным участием.

    Иначе за нарушения в этих закупках никто не несёт никакой ответственности. Но это ведь те же самые государственные деньги, причём немалые.

    2) второй момент: мы предлагаем восстановить понятия отечественного производителя и казахстанского содержания.

    Но правительство и рабочая группа напротив, исключили эти понятия, со ссылкой на договоры о вступлении Казахстана в ВТО и Евразийский экономический союз.

То есть, мы теперь отказываемся в государственных закупках поддерживать казахстанский бизнес.

Безусловно, обязательства надо выполнять.

Но я хотел бы напомнить коллегам, что сегодня происходит с отечественными предприятиями. Кредитов в тенге нет, а те что есть - начинаются от 16-20%. Или берите в долларах, но какой курс его будет завтра, а не то что через год - никто не знает.

На наши требования Нацбанку обеспечить тенговую ликвидность и внятную валютную политику - не ответил ни прежний председатель, ни пока новый.

Покупательская способность населения упала.

В этих условиях госзакупки остаются наверное единственным ресурсом, и этот ресурс должен служить именно казахстанским предприятиям. Это принципиальная позиция партии "Ак жол".

Но не только наша.

Хочу напомнить коллегам поручение, которое Лидер нации, Президент Н.А.Назарбаев дал всем нам 3 сентября 2012 г., при открытии второй сессии нашего созыва Парламента.

Это было поручение выработать модель поддержки казахстанских товаропроизводителей, цитирую слова Президента:

«Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас», - сказал Н. Назарбаев.

«Поручаю Правительству совместно с Фондом «Самрук-Қазына» проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей», - сказал тогда Нурсултан Абишевич.

И как же мы выполняем это поручение? Тем, что вообще выбрасываем из законодательства понятие казахстанского содержания, которое Глава государства прямо поручил поддержать?!

Коллеги, просто задумайтесь об этом.

Мы считаем, что этого делать нельзя.

Мы считаем, что вместо выполнения поручения Президента госорганы просто уходят от него.

Как говорят - нет человека, нет проблемы. Так и здесь - нет казахстанского содержания в законе, нет отечественного производителя - и проблем нету.

Я думаю, наша задача, чтобы и производители, и их продукция были не только в законе, но и в реальной жизни.

Но мы своим решением лишаем их такого права.

3) Далее. Мы предложили закрепить в законе о госзакупках преференции для малого и среднего бизнеса.

Почему это предложение не поддержали ни правительство, ни рабочая группа - мне непонятно. Тем более, что правилами ВТО не запрещается поддержка малого и среднего бизнеса, и на вчерашнем комитете это подтвердили и минфин, и минэкономики.

Более того - поддержка МСБ - на самом деле это косвенная поддержка того же отечественного бизнеса. Потому что просто не приедут участвовать в наших госзакупках малые предприятия из Европы или Америки, или даже из Китая или России. Для малых и средних предприятий это слишком далеко и слишком дорого, они как правило дальше своего района или своего города не работают.

Только местный малый и средний бизнес может участвовать в госзакупках. Поэтому отдавая приоритет малому и среднему бизнесу, мы фактически поддерживаем своих предпринимателей, неужели это непонятно?!

Тем более, повторюсь, правила ВТО допускают такие решения.

А нам-то что мешает поддержать своих земляков, которые и рабочие места здесь же создают, и налоги в наш бюджет платят?

Я не понимаю и не принимаю такой позиции.

4) Ну и относительно сохранения обсуждения конкурсной документации по госзакупкам для работ, требующих составления проектно-сметной документации.

Законопроект исключает такое обсуждение, ссылаясь что ПСД и без того проходят экспертизу.

Но по практике моей работы председателем совета по противодействию коррупции при НПП могу сказать, что именно через ПСД происходит "отсекание" казахстанских производителей от тендеров.

Оганизаторы заранее закладывают туда именно ту продукцию, которую хотят провести. А экспертиза, которую заказывает тот же организатор, хоть государственная, хоть частная, - эти требования спокойно подтверждает. А когда надо заказчику - точно так же спокойно заверяет замену одного оборудования другим, как показывает идущий сейчас суд в Караганде.

А отечественные производители бегают по кабинетам, и не могут понять, почему их оборудование с такими же характеристиками но в 2-3 раза дешевле, даже не допускают к тендеру. И таких примеров достаточно.

Поэтому эта норма не только против наших производителей, но и крайне коррупциогенная, и от неё надо избавляться.

Кстати, разработчики тоже понимают эти риски, но ссылаются, что тогда обсуждение такой документации с отечественными производителями займёт слишком много времени и затянет реализацию проектов.

Но я думаю, и фракция партии "Ак жол" разделяет это мнение, что сегодня главная задача не в том, чтобы быстро потратить деньги, а в том, чтобы потратить их максимально эффективно и с пользой для всей экономики, а не только для организаторов тендера.

Таковы в общих чертах наши аргументы по непринятым поправкам, спасибо.