Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Необходимы меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления средствами в квазигосударственном секторе, сегодня максимум что им грозит за миллиардные нарушения – замечание или выговор - Азат Перуашев

 Необходимы меры административной и даже уголовной ответственности нацкомпаний и госпредприятий за злоупотребления в распоряжении государственными средствами – об этом заявил Азат Перуашев в ходе обсуждения Отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 г. в прошлую среду.

«Несмотря на 3-х кратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (с 165 млрд.тг в 2013 г. до 478,8 млрд.тг в 2014 г.), их чистый доход сократился обратно-пропорционально на 34% по итогам 2014 г.

То есть, в ответ на полученные от государства в 2013-14 г.г. 700 млрд.тенге, в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше - 85,1 млрд.тг. Какая-то странная арифметика получается, причём - в ущерб интересам государства», - отметил он и остановился на приведенных в Отчете примерах извлечения сомнительной прибыли госпредприятий путём сокрытия части доходов.

Так, по результатам аудита в распоряжении РГП «Госэкспертиза» после уплаты части чистого дохода, оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза. На эти деньги в сумме 2 млрд.тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 млн.тг.

«Чьи это деньги, если не государственные? И почему ими так самовольно распоряжаются менеджеры госкомпаний? - задается вопросами Перуашев. - По результатам проверки в АО «НК КазМунайГаз» выявлены завышение так называемых "прочих распределений" Фонду «Самрук-Казына» в размере 27 млрд.тг. Выходит, на эту сумму занижалась бы чистая прибыль компании, платежи по налогам в бюджет и  дивиденды государству? Кроме того сам размер дивидендов был скорректирован Фондом с 76 млрд.тг до 83 млрд.тг., т.е. изначально порядка 7 млрд планировалось направить на другие цели, в ущерб интересам акционера, которым в конечном счёте является государство.

Фракция ДПК неоднократно подчёркивала, что невозможно наполнить бюджет, если не контролировать не только поступления, но и расходы из него – а с этим явно есть проблемы.

По бюджетной программе «Увеличение уставного капитала Фонда «Самрук-Казына» не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота", а работы по строительству объектов СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» выполнены только на 3,5%.

«Руководство ФНБ «Самрук-Казына» (Е.Бахмутова) нас сейчас заверяет будто всё нормально, однако почему-то больше верится данным Счётного комитета, - добавил он. - По состоянию на 1.01.2016г. на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 млрд.тг, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала.

Всё это говорит о масштабах подобных тенденций и низкой финансовой дисциплине госпредприятий».

Между тем, Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиями квазигоссектора. Максимум что грозит при таких "шалостях" на сотни миллиардов - это дисциплинарное наказание, например замечание или выговор.

Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам, так сказать, "на себя". Здесь у них руки вообще развязаны.

Это еще раз подтверждает необходимость разработки законов, устанавливающих меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством, на чём постоянно настаивает фракция  партии "Ак жол".

Более того, фракция считает небезосновательным вопрос о том, насколько необходимы ежегодные вливания из бюджета в уставной капитал нацкомпаний и госпредприятий, если отдача от них для государства только снижается?

По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли.

И далеко не случайно Президент требует приватизации госпредприятий, чтобы сократить госрасходы на их содержание и повысить рыночную составляющую в их работе – заключил депутат.