Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол»: Огромные затраты на инфраструктуру приводят к обратному эффекту

 Почему огромные затраты на инфраструктуру приводят к обратному эффекту? – с таким вопросом обратились депутаты «Ак жола» в адрес Правительства на прошлой неделе. «В Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» поставлена задача по вхождению Казахстана в число 30-ти самых конкурентоспособных государств мира, - говорится в запросе, озвученном Ерланом Барлыбаевым. – Но в недавнем рейтинге Центра по изучению мировой конкурентоспособности IMD Казахстан оказался лишь на 47 месте, потеряв сразу 13 позиций по сравнению с предыдущим годом».

Международный рейтинг IMD основывается на опросе более 5 тысяч предпринимателей, в том числе - иностранных инвесторов,  по четырем группам критериев: экономическое развитие, эффективность властей, бизнес-среда, инфраструктура. Практически по всем этим направлениям бизнесмены оценили Казахстан крайне критично.

Однако, как отметил Е.Барлыбаев, наибольшее недоумение вызывает падение по такому ключевому индикатору как развитие инфраструктуры, где Казахстан в восприятии международного бизнеса опустился на 48 место.

Начиная со старта первой пятилетки ГПФИИР, программы "Дорожная карта бизнеса" и других, государство выделяло сотни миллиардов тенге именно на реализацию инфраструктурных проектов. Например, летом 2013 г., отвечая на критику фракции "Ак жол" о неэффективном использовании 842 млрд.тенге, выделенных в рамках ГПФИИР только за 2012 г., Министерство индустрии и новых технологий сообщило, что на индустриальные проекты из этой суммы было выделено только 12 млрд., а остальные средства, то есть - около 830 млрд., были распределены на развитие инфраструктуры.

Сегодня, как известно, полным ходом идёт реализация второй пятилетки индустриализации. Более того, развитие инфраструктуры стало центральной задачей программы "Нурлы жол". На эту программу только в 2015 г. и только из Нацфонда выделено 770 млрд. тенге. Но вопреки ожиданиям, результат оказался даже хуже, чем был до выделения этих гигантских средств.

В этой связи Ерлан Барлыбаев от имени фракции ДПК «Ак жол» обратился к Правительству с рядом вопросов:

- Доходят ли до назначения деньги, выделенные на развитие инфраструктуры по различным госпрограммам, если при столь огромных затратах с 30-го места мы обвалились на 47-ое?

- Намерено ли Правительство пересмотреть программы индустриализации, "Дорожная карта бизнеса" и "Нурлы жол" в связи с отсутствием влияния на конкурентоспособность страны?

- Если же такие рейтинги не соответствуют действительности, средства расходуются эффективно, а наша конкурентоспособность растёт - то намерено ли Правительство добиться пересмотра вышеуказанного рейтинга и каким образом?

«Исходя из того, что реализация задачи по вхождению Казахстана в список 30 самых конкурентоспособных стран оценивается именно по международным рейтингам, не считаться с ними не представляется возможным» – уверен Ерлан Барлыбаев.

/o:p>