Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление А.Перуашева на пленарном заседании Мажилиса по законопроекту "О противодействии терроризму и экстремизму" в первом чтении

Уважаемые коллеги.

В актуальности обсуждаемого законопроекта никого убеждать не нужно, угроза терроризма сегодня стала реальностью. Этот закон пишется кровью наших граждан, его активно обсуждают в обществе. Поэтому, наверное, общую линию этого документа можно и нужно поддержать и нам с вами.

В то же время, ряд предлагаемых нововведений, связанных с усилением полномочий спецслужб, ужесточением контроля за обществом - вызывает определённые вопросы с точки зрения их эффективности и создания рисков для гражданских свобод. В частности, речь идёт об обязательной регистрации временно проживающих граждан, приезжающих гостей и т.д.  

Любой бизнесмен вам расскажет что происходит, когда ему приходится регистрировать приезжающих в Казахстан иностранных партнёров. Даже при сравнительно небольшом количестве таких гостей, они сталкиваются с бюрократизмом, волокитой, часами стоят в очередях. Есть масса неурегулированных моментов в процедурах, неуважительное отношение, штрафы и так далее. В итоге такого "гостеприимства" несостоявшиеся инвесторы порой уезжают из Казахстана и больше не возвращаются.

А что произойдёт, если требование регистрации станет повальным и граждане побегут регистрировать не только иностранцев, а всех подряд  приезжающих? Что будет происходить в миграционной полиции, к каким столпотворениям и настроениям это приведёт? И что будут делать миграционные службы с таким потоком бумаг и таким объёмом информации? А главное - насколько это будет полезно и эффективно с точки зрения предотвращения террористических атак? Это большой вопрос.

На мой взгляд, такие меры "широкого охвата" в большей степени создают дополнительные обязанности и ненужное давление на законопослушных граждан, которые и без того уважают закон.

А те, кто закон нарушает, будут по-прежнему его игнорировать и уклоняться от его требований. И никто ими на деле заниматься не собирается. На мой взгляд, такие меры малоэффективны и сомнительны в части ограничения гражданских свобод.

Есть и другие спорные инициативы, такие как увеличение тюремных сроков, конфискация имущества и т.д. Нужно понимать, что ужесточение наказаний не решает  проблему выявления террористов и предотвращения терактов. Когда террорист уже пойман, то осудить его на 10 или 11 лет - это вопрос второстепенный. Главное - выявить потенциальных организаторов и исполнителей, предотвратить террористические атаки. А вот с этим есть определённые проблемы.

В целом, думаю, что в XXI веке, веке информационных технологий, нужно не расширять практики прошлого века, а напротив, переходить к работе над более современными и эффективными методами.

Есть ряд и других замечаний, высказанных нашими коллегами, которые  будет необходимо учесть до второго чтения.

В то же время, эти замечания не отменяют актуальности законопроекта. Слишком высокую цену казахстанцы платят сегодня за недостаточное внимание к проблеме терроризма в предыдущие годы. И если сегодня не сделать выводов, то эта цена будет только расти.

В принципе, усиление борьбы с терроризмом и экстремизмом - это общемировая тенденция. Во многих странах, включая страны развитой демократии, происходит пересмотр конституционных прав и свобод граждан, активизация вмешательства государства в личную жизнь людей. Правоохранительные органы по всему миру, в интересах безопаснгости общества оставляют гражданам всё меньше личного пространства, берут под наблюдение не только общественные отношения, но и личную переписку. В этом смысле наш законопроект ещё не "драконовский", достаточно сдержанный, за исключением указанных моментов.

Поэтому есть основания поддержать те меры, которые представляются наиболее эффективными и наименее "инвазивными" с точки зрения гражданских прав и свобод.

И второй момент. Сегодня наши правоохранительные структуры в основном занимаются борьбой с последствиями терроризма, и на это сделан акцент в законопроекте. Мы такую борьбу, безусловно, поддерживаем.

Но помимо борьбы с самой угрозой терроризма, наша главная задача - снять социальную базу для его развития: это проблема безработицы, доступности жилья, отсутствия жизненных перспектив у молодёжи, пассивность госорганов в формировании общественного сознания, которое сегодня из СМИ переходит в другие плоскости, и так далее.

Я считаю, что именно этими задачами нам нужно руководствоваться в каждодневной работе, и призываю коллег под этим углом рассматривать не только законопроект о противодействии терроризму, но и всю нашу законотворческую деятельность.