Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление А.Перуашева по работе МИДа в сфере привлечения инвестиций

«Правительственный час» на тему: «Экономическая дипломатия - главный вектор внешней политики Казахстана»

10 октября 2016, Мажилис Парламента

Уважаемые коллеги, как и многие из вас, я также не понаслышке знаю о той большой работе, которая проводится МИДом, его сотрудниками в посольствах по привлечению инвестиций в Казахстан, по разъяснению инвестиционного климата в нашей стране, содействию экспорта нашей продукции. Тем не менее, у меня есть ряд замечаний, которые надо будет включить в рекомендации по итогам сегодняшнего обсуждения.

В частности, когда мы в ходе презентации слышим об огромных суммах в «триллионы долларов» привлечённых инвестиций в разные отрасли, то у меня как у человека от бизнеса, эти суммы вызывают большие вопросы.

Если бы эти триллионы приходили в реальности, то у нас была бы совершенно другой структура экономики, более развитой и диверсифицированной. Проблема в том, что очень часто, к сожалению, на международных бизнес-форумах заключаются и с большой помпой объявляются как свершившийся факт «инвестиций» меморандумы, протоколы намерений, и т.д. Но меморандум – это не контракт, он никаких обязательств не создаёт. Поэтому в дальнейшем многие из них так и не доходят до реализации, либо доходят в таком виде, что не дают того эффекта, на который мы рассчитывали.

Считаю, что МИДу необходимо вместе с госорганами, в частности, ответственными за реализацию программы индустриализации, вести постоянный мониторинг таких проектов на их соответствие заявленным объемам инвестиций, целям и эффекту для экономики. Нужно иметь реальную картину того, что делается на самом деле, чтобы оперативно снимать возникающие вопросы. И не только для получения больших инвестиций, но и чтобы защититься от возможных обвинений в дальнейшем.

Потому что, к сожалению, сегодня мы здесь умалчиваем о тех случаях, когда зарубежные инвесторы подают на Казахстан в международные арбитражи, и мы проигрываем эти дела. Почему об этом сегодня вообще не говорим?

Например, ко мне на днях обратилась компания «Windеr» из Эстонии, которая участвовала в строительстве Центра международных организаций для нашего МИДа. По их утверждению с ними не рассчитались, и сейчас они ищут справедливости в зарубежных судах. Таких споров довольно много. Я думаю, что нам надо быть более честными перед собой и говорить об этих случаях тоже. Потому что они влияют на нашу инвестиционную привлекательность гораздо сильнее слов и презентаций.

Второй момент. При привлечении инвесторов в Казахстан мы обещаем и официально предоставляем различные преференции. Это правильно, потому что сегодня в мире колоссальный дефицит свободных средств, дефицит инвестиций. И крупные, серьезные компании идут только тогда, когда у них имеется понимание не только куда вложить деньги, но – и как потом их оттуда вытащить, причём с прибылью. Таким механизмом служит гарантированный закуп выпускаемой продукции, это международная практика.

Вообще этому подходу – не вкладывать деньги, пока не решён вопрос: куда продавать товар? – нам тоже надо учиться. Много предприятий открываем, тратим на них государственные деньги, а они потом останавливаются из-за того, что не проработан сбыт.

Иностранные инвесторы относятся к этому более щепетильно, включая в инвестконтракт условия о гарантированном закупе их продукции. А наши чиновники, вместо поддержки, потом придумывают уловки, как это условие обойти. Например, 6 февраля 2013 года фракция «Ак жол» направила запрос Правительству о том, что вошедшие в Казахстан четыре крупные иностранные фармацевтические компании «Польфарм», «Нобель», «Глобафарм» и «Абди Ибрахим» принесшие инвестиции на  сотни миллионы долларов под гарантированный закуп, в итоге лишились этого закупа из-за игр дочернего предприятия Минздрава СК «Фармация». Тогда госорганы нам ответили, будто всё законно, но в итоге дело дошло до международного арбитража, который Казахстан проиграл и выглядел не очень привлекательно для инвесторов.

Думаю, что МИДу нужно быть более дотошным и принципиальным в части реализации тех обязательств, которые мы на себя берем, и не оставлять инвесторов, поверивших нашим обещаниям, на произвол судьбы, когда эти обещания не выполняются.

Еще один момент. Понятно, что иностранные инвесторы, которые заходят в Казахстан, - это в основном крупный бизнес, заинтересованный в сырьевом секторе. Но я бы просил МИД более активно работать над привлечением инвесторов в обрабатывающую промышленность, причём прежде всего из среднего бизнеса. Потому что именно здесь мы видим нехватку инвестиций, к тому же МСБ - всегда наиболее технологичные и наиболее гибкие предприятия. Кроме того, нужно перестроить работу по привлечению инвестиций с тем, чтобы приходящие компании привозили в Казахстан и передавали местным партнёрам современные технологии. Реальный трансферт технологий у нас пока на должном уровне не обеспечен.

Поэтому когда вовлекаем инвесторов и говорим о создании предприятий, необходимо отслеживать, чтобы это были предприятия с реально передовыми технологиями, а не так, чтобы к нам просто выводили грязные производства или оборудование прошлого века.

Здесь есть очень хороший пример западных стран. Например, в Великобритании правительство отбирает и публикует перечень ведущих компаний-франшизодержателей, которые готовы предоставлять свои франшизы местным предприятиям. И только предприятия, использующие франшизы ведущих международных компаний, получают государственную поддержку - от субсидий до льготного налогообложения и кредитования.

Такой подход означает также сокращение государственного контроля за такими предприятиями и исключение коррупции, потому что контроль за качеством продукции и услуг, которые производит местная компания, осуществляет сам франшизодержатель. Это облегчает и проблему сбыта, поскольку такая продукция соответствует лучшим международным стандартам качества.

В этой связи возникает ещё один момент. Сейчас в Китае активно реализуется программа «Один пояс – один путь». Мы отрабатываем сопряжение этой программы с программой «Нурлы жол». По китайской линии выделяются большие средства, в этой связи резко увеличился спрос на казахстанскую продукцию: пшеницу, муку, мясо и т.д.. Но при экспорте наших товаров в КНР, китайские импортёры требуют, чтобы они были сертифицированы на соответствие местным требованиям технического регулирования. Между тем, их система техрегулирования значительно отличается от нашей или европейской, начиная с технической документации на китайском языке.

И многие наши бизнесмены остались один на один с этой проблемой. Я просил бы, чтобы МИД и «KAZNEX INVEST» обеспечили постоянную организованную поддержку казахстанских предприятий по процедурам сертификации их продукции для экспорта в КНР и других страны.

Ну и ещё один момент, который, нельзя обойти. Мы говорим о привлечении внешних инвестиций от иностранных инвесторов и компаний. А как же быть с теми десятками миллиардов, которые были выведены из страны нашими же беглыми олигархами и коррупционерами?

В том же Китае эта работа поставлена очень сильно. А у нас пока результатов не видно.

Понятно, что может быть, не совсем вопрос МИДа, а больше правоохранительных органов. Но пусть правоохранительные органы занимаются привлечением виновных к ответственности. А нас интересует возврат денег, незаконно выведенных из Казахстана. И это именно работа Министерства иностранных дел. Это тоже инвестиции, которые было украдены из страны и которые надо вернуть, чтобы они работали на экономику Казахстана.

Спасибо.