Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление по Отчету Правительства РК «Об исполнении республиканского бюджета за 2016 г."

А.Перуашев

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.

В последние годы основной движущей силой экономического роста всё чаще становятся отрасли, оказывающие услуги: так, рост ВВП в 2016г. на 1%, обеспечила главным образом программа инфраструктурного строительства «Нурлы жол», и примерно одну сотую процента дали сельское хозяйство и транспорт. Но и тут не всё гладко: из 4 целевых индикаторов по Программе развития агропромышленного комплекса, в 2016 году не был достигнут ни один показатель.  А на вопрос депутатов фракции «Ак жол» о размере инфляционной составляющей в номинальном приросте сельского хозяйства, нам прислали данные о сельхозпродукции в действующих ценах, а также индексы цен на мебель, посуду, столовые приборы и т.п.

Это свидетельствует о формальном отношении к работе с парламентом и низком уровне аналитики в министерствах сельского хозяйства и национальной экономики, в части оценки реальной ситуации в отраслях.

Отчёты должны не ограничиваться констатацией фактов, а содержать анализ причин сложившихся тенденций. У депутатов должны быть возможности оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недостатками работы должностных лиц министерств и ведомств.

Кроме того, пора уже не на словах, а на деле вводить персональную ответственность руководителей госорганов за недостижение ключевых показателей госпрограмм. Эти предложения наша фракция вносит при каждом обсуждении бюджета и отчётах министров, но воз и ныне там.

Сократился вклад производственного сектора в рост экономики (на 1,1%).

Наиболее тревожно выглядит машиностроение, где индекс физического объема упал сразу на 15%. Но удручают не только объёмы падения, а то, что это происходит в отрасли, определяющей технологический и инновационный уровень всей экономики.

Да, в конце прошлого года Мажилисом, Правительством и министерством инвестиций и развития были предприняты важные усилия в поддержку автомобилестроения.  Тем не менее, очевидно, что эта работа проводится с большим опозданием от реалий ВТО и ЕАЭС.

Недостаточное внимание к отрасли наглядно проявляется по объёмам инвестиций, которые при общем росте на 5%, - в машиностроении сократились на 3,3%.

В соответствии с Посланием Президента РК «Третья модернизация Казахстана» особое значение отводится оценке эффективности квазигосударственного сектора. По данным Счетного комитета количество рентабельны субъектов квазигосударственного сектора в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилось сразу на 19,1%.

Коэффициент рентабельности активов (ROA) АО «ФНБ Самрук-Казына» снизился до 2,6% в 2016 г. Показатели АО «НУХ КазАгро» и АО «НУХ Байтерек» ещё хуже.

Эта неэффективность очевидна при сопоставлении бюджетных вливаний в квазигоссектор и ответного поступления дивидендов в бюджет. В прошлом году из бюджета госхолдингам и нацкомпаниям было выделено 304 млрд тг, а в обратно в бюджет поступило 36 млрд - т.е. в 9 раз меньше! Это не взаимовыгодное сотрудничество, а банкет за государственный счёт.

И при этом по итогам 2016 г. на счетах субъектов квазигосударственного сектора остаются неиспользованными огромные суммы, которыми они распоряжаются в обход правительства и парламента. Так, по данным Счётного комитета, только у холдинга «Байтерек» числится 1,5 трлн.тг так называемых «временно свободных средств», которые размещены на счетах и в ценных бумагах банков, при том, что холдингом не выполняются условия по инвестированию новых проектов за счёт средств, освобождённых от выплаты дивидендов на госпакет акций.

Например, для гарантирования долевых вкладов за счет целевого трансферта из Национального фонда холдингу в 2016 году были выделены 10 млрд. тенге, из которых гарантии были оформлены только на 2,5 млрд.тенге.

Фактически все эти деньги остаются в распоряжении «Байтерека», так как гарантии – это обязательства, которые только могут возникнуть в будущем, а могут и не возникнуть вообще.

В текущем году предусмотрено дополнительно ещё 10 млрд. тг на те же цели.

Таким образом, запросив и получив из бюджета 20 млрд.тенге на поддержку жилищного строительства, «Байтерек» может использовать их по собственному усмотрению. Кстати, и у других госхолдингов ситуация отличается не сильно.

Помимо того, субъекты квазигосударственного сектора получают из ЕНПФ и Нацфонда средства путем размещения средне- и долгосрочных ценных бумаг по выгодным процентным ставкам. Продолжается и их льготное кредитование различными государственными программами.

Всё это не может не вызывать вопросов о границах столь вольного распоряжения госсредствами в нынешний непростой период. По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли.

Поэтому считаем, что в целях повышения эффективности госинвестиций следует ввести в практику возврат государству сумм, не используемых госпредприятиями по назначению, включая полученные проценты по депозитам, и начисление пени за подобные манипуляции.

Кроме того, как и 7 инюня 2016 года, фракция «Ак жол» в очередной раз предлагает включить в республиканский бюджет, подлежащий рассмотрению и утверждению Парламентом, раздел по бюджетам национальных холдингов и компаний, с обязательным отчётом об их исполнении.

Это еще раз подтверждает необходимость разработки закона, устанавливающего меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством. Фракция «Ак жол» неоднократно вносила такие предложения, например, при обсуждении Отчёта правительства 7 июня прошлого года.

Сегодня такой законопроект готовится Минфином, мы участвуем в его разработке, но и там видим столкновение ведомственных интересов, которое отодвигает на задний план задачу наведения порядка в государственном секторе экономики.

И ещё один момент: при утверждении аналогичного отчёта правительства 17 июня 2016, фракция "Ак жол" отмечала, что последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета прослеживается устойчивая тенденция замещения налоговых поступлений - трансфертами из Национального фонда и нижестоящих бюджетов. Мы призывали правительство бережно относиться к Национальному фонду и не проедать то, что не заработано, а принадлежит будущим поколениям казахстанцев.

В наиболее успешном Нефтяном фонде Норвегии допускается расходование средств только из суммы чистого инвестиционного дохода, не затрагивая сам капитал Фонда.

Полагаем, что аналогичное требование - направлять на расходы бюджета только часть от чистой прибыли Нацфонда, - необходимо вводить и в нашем случае, причём как в отношение средств Нацфонда, так и в отношение средств ЕНПФ.

Если при этом учесть, что по итогам 2016 г. инвестиционный доход от управления Национальным фондом сложился отрицательным, т.е. привёл к убыткам на 155 млрд.тг., то совершенно ясно, что правительство закрыло бюджет 2016 года деньгами из основных средств фонда. В партии «Ак жол» считают необходимым законодательно ограничить такие возможности.

Национальный Фонд был создан президентом Н.Назарбаевым чтобы аккумулировать накопления, а не проедать их на текущие нужды.  

Уважаемые коллеги.

Откровенно говоря, при обсуждении позиции фракции «Ак жол» по данному Отчёту Правительства, у нас состоялся бурный разговор на заседании фракции. Были разные предложения: не поддерживать Отчёт, поддержать с определёнными условиями и т.д.

Однако учитывая, что данный состав Правительства впервые заслушивается по итогам года – мы сочли возможным принять рассматриваемый документ.

В то же время, как отмечено выше, мы наблюдаем достаточно формальное отношение Правительства к депутатским запросам и конкретным предложениям фракции «Ак жол», большинство из которых не находит поддержки госорганов.

Это не может не настораживать.

Хочу заверить, что наша фракция настроена на позитивное сотрудничество с Правительством в интересах государства, общества и бизнеса Казахстана.

Думаю, мы вправе ожидать и адекватного ответного отношения к своим инициативам, тем более направленным на выполнение поручений Президента и решение актуальных проблем казахстанского общества.

Спасибо за внимание.