Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление на правительственном часе о ходе приватизации

    Уважаемые коллеги.

    Прежде всего, хотелось бы напомнить, что первая приватизация на заре Независимости не только заложила основы рыночной экономики, но и помогла государству выстоять в непростых условиях. Она перенесла на частный сектор значительную часть прежних расходов бюджета, освободила государство от несвойственных и неэффективных затрат.

    Поэтому приватизацию фракция «Ак жол» поддерживает однозначно, и поставленный показатель достижения 15% госучастия - это очень хороший показатель, нам к нему необходимо двигаться. Вопрос другой - насколько это делается эффективно. Так, за 2017 год приватизировано 190 объектов на сумму 108 млрд тенге, но за этот же год антимонопольным комитетом согласовано создание 134 новых субъектов квазигоссектора. Причем, не пишут на какую сумму. Мы продали 190, а 134 новых создаем. Что это за такая приватизация интересная?

    Я думаю, что в рамках второй волны приватизации необходимо ввести мораторий на создание новых госпредприятий, раз уж мы приватизируем то, что существует. Тем более, что одной из целей приватизации нам заявили сокращение расходов бюджета и пополнение Национального фонда. Иначе получается, что мы что-то передаем и в то же время, что-то создаем. Но туда же тоже деньги закладываются. Какой смысл? С таким запросом фракция «Ак жол» обращалась к Правительству ещё 27 июня 2012 года, но сегодня, ввиду указанных тенденций, вынуждены повторно ставить этот вопрос.

    Нам пытаются объяснить, будто вновь создаваемые госпредприятия будут работать в других сферах, чем приватизируемые, и это структурно иной подход. Но я напомню, что только в прошлом году фракция «Ак жол» трижды направляла депутатские запросы о спорной приватизации объектов здравоохранения - их иногда продают по неадекватной стоимости. И в то же время, за этот же год, создано новых 45 субъектов рынка в системе здравоохранения. Получается - правая рука не знает, что делает левая. Одной рукой госпредприятия приватизируются, а другой – вместо них создаются новые. У меня вопрос к членам правительства, давайте уже разберемся в конце концов, куда двигаемся.

    Аналогичным образом нужно определиться и по другим секторам экономики. Например, сейчас прозвучало, что Восточно-Казахстанская область планирует приватизировать местную СПК.

    Это интересная инициатива, потому что идут жалобы, что многие СПК не помогают предпринимателям, хотя считаются региональными институтами развития бизнеса. И таких сигналов немало. Так может быть, Правительству нужно оценить работу СПК вообще, и принять по ним системное решение, а не только в одной области.

    В целом, сегодняшняя дискуссия в очередной раз доказывает, что государство – плохой менеджер. Частный владелец относился бы к своим затратам более рационально.

    И вопрос не только в приватизации, но и в отдаче от тех структур, которые остаются в распоряжении государства. В квазигоссекторе получается, что государственными деньгами менеджеры распоряжаются как собственными, вплоть до того, что выписывают себе миллионные бонусы при убыточности самих компаний.

    Но если они содержатся за госсчёт – то их расходы и бюджеты должны утверждаться в установленном порядке, включая рассмотрение в Парламенте.

    Если же такой прозрачности нет – то пусть приватизируются и работают как действительно рыночные структуры, без госфинансирования, зарабатывая в конкурентном поле и платя налоги в бюджет.