Президент подписал указ о дебюрократизации работы госаппарата. Из ожидаемых практических результатов выделил бы три, важных для предпринимателей момента: сокращение процедур и ускорение бюджетного процесса.
Будем надеяться, что госзакупки действительно станут проводится заблаговременно (а не за считанные месяцы до окончания сроков исполнения), ликвидируется набившая оскомину вечная головная боль бизнеса - финансовые разрывы при переходящих из одного года в другой проектов. Включая финансирование программ поддержки МСБ, таких как субсидирование ставок по кредитам и т.д.
Второе - очень хочется верить, что наконец появятся чиновники, способные брать на себя принятие решений. В последнее десятилетие дефицит таких ответственных руководителей стал просто вопиющим. Запуганные финполом, зарегулированные инструкциями госслужащие (нередко грамотные и искренние люди) приучились «обезопасываться», обкладываться кучей согласований, коллегиальных протоколов и т.д.
Уже стало правилом, что любой клерк может заблокировать самые важные решения, просто заявив об «имеющихся сомнениях» - и останавливались актуальные проекты, месяцами откладывались вроде бы очевидные решения. Будем надеяться, что хотя бы какая-то часть этой бюрократии и безразличия к судьбе дела - уйдёт в прошлое. Очень хочется на это надеяться. Пусть уже бюрократы валят с госслужбы «в поле». Государству нужны люди, способные брать на себя и решения, и ответственность за их результат.
Третье - сокращение формалистики и вечных переписок, запрет на дополнительное запрашивание информации, которая уже имеется у госорганов. Хочется верить, что это поручение приведёт к синхронизации информационных систем всех госорганов. А сегодня различные госорганы требует от предпринимателей одни и те же данные, как например, налоговая служба и органы статистики. Причём, если некоторые нарушения отчётности по налогам можно исправить без последствий, то за простую просрочку отчётности тех же данных в органы статистики немедленно следует штраф.
Есть, конечно, в Указе и моменты, требующие определённых разъяснений - такие например, как наделение госорганов «правом принятия нормативных правовых актов без избыточной конкретизации своих функций на законодательном уровне».
В первом приближении здесь есть риск присвоения особо активными чиновниками излишних полномочий, а также возникновения дублирования функций разными ведомствами. Надеюсь, в ближайшее время последуют необходимые пояснения по этому поводу.
В целом же ожидания от этой реформы достаточно позитивные, вопрос в том, чтобы не затягивалась ее практическая реализация.