Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Предложения фракции ДПК «Ак жол» об изменении и дополнении Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Председателю Комитета

по законодательству и судебно-правовой реформе

Абдирову Н.М.

Уважаемый Нурлан Мажитович!

Настоящим направляем предложения фракции ДПК «Ак жол» об изменении и дополнении Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Просим рассмотреть.

Приложение: сравнительная таблица на 21 л.


Руководитель фракции,

Депутат                                                   

А.Перуашев


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

по предлагаемым изменениям и дополнениям

в Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан

№ п/п

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1

Пункт 14

14. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.

Прения прекращаются по истечении отведенного времени либо по решению большинства присутствующих на пленарном заседании депутатов открытым голосованием. После принятия решения о прекращении прений председательствующий информирует депутатов Палаты о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на выступлении, и, при согласии большинства присутствующих депутатов, предоставляет ему слово.

Депутаты, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме пленарного заседания Мажилиса.

14. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.

Руководителям фракций политических партий гарантируется участие в прениях по обсуждаемому вопросу.

Прения прекращаются по истечении отведенного времени либо по решению большинства присутствующих на пленарном заседании депутатов открытым голосованием. После принятия решения о прекращении прений председательствующий информирует депутатов Палаты о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на выступлении, и, при согласии большинства присутствующих депутатов, предоставляет ему слово.

Депутаты, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме пленарного заседания Мажилиса.

Прения не могут быть прекращены, если на своем выступлении настаивают руководители фракций политических партий.

В целях обеспечения плюрализма мнений и гарантированного выступления руководителей фракций, имеющих парламентское меньшинство для озвучивания их позиции по рассматриваемому вопросу.

2

Пункт 24-4

24-4. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.

Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.

24-4. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.

Во всех иных случаях заключение Правительства не требуется.

Заключение Правительства по проекту закона (поправке), инициированному депутатом, предусматривающее сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, также не требуется, если при этом указан источник финансирования.

Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.

В соответствии с пунктом 105 Регламента Правительства Республики Казахстан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года №1300 по законопроектам, инициированным депутатами Парламента, в том числе предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, Правительством представляется в Парламент заключение на государственном и русском языках.

При этом Межведомственной комиссией в 15-дневный срок со дня регистрации законопроекта в Канцелярии либо в более короткий срок, установленный в поручении Премьер-Министра или его заместителя, вырабатываются предложения по положительной либо иной оценке инициированного депутатами законопроекта.

Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан положительное заключение Правительства РК требуется только в отношении законов   предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.

Таким образом, можно констатировать, что для всех остальных проектов законов, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан, получение правительственного заключения не требуется.  В этой связи считаем необходимым закрепить и усилить возможности законодательной инициативы депутатов Парламента РК.

3

новый пункт 24-6

24-6. отсутствует

24-6. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных актов Республики Казахстан регламентируется специальным законом, настоящим Регламентом и регламентом Сената Республики Казахстан.

Не допускается принятие иных нормативных правовых актов устанавливающих порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных актов Республики Казахстан.

Согласно статья 62 Конституции РК порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат.

Вместе с тем, раздел 6.2 Регламента Правительства также определяет    порядок подготовки, оформления, согласования, голосования по законопроектам, а также рассмотрения разногласий.

Более того, раздел 6.6. Регламента Правительства определяет порядок рассмотрения законопроектов, инициированных депутатами Парламента. Согласно пункту 105 Регламента по поступившим в Правительство законопроектам, инициированным депутатами Парламента, в том числе предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда, Правительством представляется в Парламент заключение на государственном и русском языках.

Считаем, в данном случае усматривается противоречие между нормами статьи 62 Конституции РК и Регламента Правительства.

В связи этим предлагается имплементировать нормы Конституции РК в Регламенте Мажилиса.

4

Пункт 26

26. Проект закона на бумажных и электронных носителях вносится в Мажилис на казахском и русском языках с необходимыми приложениями (материалами по законопроекту). При положительном заключении по результатам предварительной проверки на соответствие представленных материалов по законопроекту перечню документов, установленных пунктом 27 настоящего Регламента, а также на предмет соответствия их текстов на казахском и русском языках в течение пяти рабочих дней регистрируется в Аппарате Палаты и направляется руководству Палаты.

26. Проект закона на бумажных и электронных носителях вносится в Мажилис на казахском и русском языках с необходимыми приложениями (материалами по законопроекту). При положительном заключении по результатам предварительной проверки на соответствие представленных материалов по законопроекту перечню документов, установленных пунктом 27 настоящего Регламента, а также на предмет соответствия их текстов на казахском и русском языках в течение пяти рабочих дней регистрируется в Аппарате Палаты и направляется руководству Палаты.

Материалы по законопроекту размещаются на официальном сайте Парламента Республики Казахстан.

В целях информирования общества с материалами принятых в работу законопроектов.

5

Пункт 27

27. Предоставляемые материалы по законопроекту должны содержать:

1) постановление Правительства, в случае если проект внесен Правительством;

2) представление, если проект закона инициирован депутатом (депутатами);

3) пояснительную записку с обоснованием необходимости принятия закона, характеристикой его целей и задач;

4) финансово-экономический расчет, если реализация закона требует затрат;

5) положительное заключение Правительства по проекту закона, инициируемому депутатом и предусматривающему сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;

6) прогнозы возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий действия принимаемого закона;

7) заключение научной экспертизы, за исключением законопроектов о ратификации и денонсации международных договоров;

8) справочный лист, в котором указываются сведения: о государственном органе, ответственном за подготовку проекта; составе рабочей группы (если она создавалась); докладчике по законопроекту;

9) перечень законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона и предложения о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации данного закона.

Материалы представляются на казахском и русском языках.

При внесении законопроекта о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан предоставляется сравнительная таблица действующей и новой редакции статей с соответствующим обоснованием изменений и дополнений, выполненная с соблюдением правил юридической техники.

Если законопроект затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, представляется экспертное заключение аккредитованного объединения субъектов частного предпринимательства.

При внесении законопроекта о ратификации международных договоров прикладываются:

1) официально заверенные Министерством иностранных дел Республики Казахстан копии международных договоров (официально заверенные депозитарием международных договоров) на языках их заключения, а также официально заверенные центральным государственным органом Республики Казахстан, ответственным за их заключение, переводы международных договоров на казахский и русский языки в случае, если они не являлись языками заключения;

2) заключение научной экспертизы, проведенной в соответствии с Законом Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан».

Вместе с проектом закона может быть представлено заключение независимой экспертизы.

При отсутствии одного из указанных приложений, а также несоответствия их текстов на казахском и русском языках Аппарат Палаты возвращает документы инициатору законопроекта в течение пяти дней без регистрации для выполнения установленных требований.

27. Предоставляемые материалы по законопроекту должны содержать:

1) постановление Правительства, в случае если проект внесен Правительством;

2) представление, если проект закона инициирован депутатом (депутатами);

3) пояснительную записку с обоснованием необходимости принятия закона, характеристикой его целей и задач;

4) финансово-экономический расчет, если реализация закона требует затрат;

5) положительное заключение Правительства по проекту закона, инициируемому депутатом и предусматривающему сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов.

В случаях, если по проекту закона, инициируемому депутатом не предусматривается сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, то заключение Правительства не требуется;

6) прогнозы возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий действия принимаемого закона;

7) заключение научной экспертизы, за исключением законопроектов о ратификации и денонсации международных договоров;

8) справочный лист, в котором указываются сведения: о государственном органе, ответственном за подготовку проекта; составе рабочей группы (если она создавалась); докладчике по законопроекту.

Данная норма не распространяется на проекты законов внесенные депутатом (депутатами);

9) перечень законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона и предложения о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации данного закона.

Материалы представляются на казахском и русском языках.

При внесении законопроекта о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан предоставляется сравнительная таблица действующей и новой редакции статей с соответствующим обоснованием изменений и дополнений, выполненная с соблюдением правил юридической техники.

Если законопроект затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, представляется экспертное заключение аккредитованного объединения субъектов частного предпринимательства.

При внесении законопроекта о ратификации международных договоров прикладываются:

1) официально заверенные Министерством иностранных дел Республики Казахстан копии международных договоров (официально заверенные депозитарием международных договоров) на языках их заключения, а также официально заверенные центральным государственным органом Республики Казахстан, ответственным за их заключение, переводы международных договоров на казахский и русский языки в случае, если они не являлись языками заключения;

2) заключение научной экспертизы, проведенной в соответствии с Законом Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан».

Вместе с проектом закона может быть представлено заключение независимой экспертизы.

При отсутствии одного из указанных приложений, а также несоответствия их текстов на казахском и русском языках Аппарат Палаты возвращает документы инициатору законопроекта в течение пяти дней без регистрации для выполнения установленных требований.

В целях конкретизации случаев предоставления в пакете документов по законопроекту положительного заключения Правительства.

6

Пункт 29

29. Порядок рассмотрения проекта закона, подготовки заключения по законопроекту определяется самостоятельно соответствующим комитетом Палаты.

Комитет Палаты вправе привлекать в состав рабочих групп инициаторов законопроекта, представителей государственных органов, консультативно-совещательных органов, общественных объединений, научных учреждений, экспертов, специалистов, руководителей хозяйствующих субъектов.

На заседаниях рабочей группы решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов-членов рабочей группы.

Сравнительная таблица рабочей группы по законопроекту размещается головным комитетом в автоматизированной системе.

Постоянный комитет вправе направить законопроект на независимые научную и иные экспертизы.

Аппарат Палаты по запросу постоянного комитета представляет модельные законы Содружества Независимых Государств и аналогичные законы, действующие в мировой практике.

Альтернативные законопроекты рассматриваются комитетами Палаты одновременно с основным проектом и по каждому проекту готовится отдельное заключение.

29. Порядок рассмотрения проекта закона, подготовки заключения по законопроекту определяется самостоятельно соответствующим комитетом Палаты.

Комитет Палаты вправе привлекать в состав рабочих групп инициаторов законопроекта, представителей государственных органов, консультативно-совещательных органов, общественных объединений, научных учреждений, экспертов, специалистов, руководителей иных организаций.

На заседаниях рабочей группы решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов-членов рабочей группы.

Сравнительная таблица рабочей группы по законопроекту размещается головным комитетом в автоматизированной системе и публикуется на официальном сайте Парламента Республики Казахстан.

Постоянный комитет вправе направить законопроект на независимые научную и иные экспертизы.

Аппарат Палаты по запросу постоянного комитета представляет модельные законы Содружества Независимых Государств и аналогичные законы, действующие в мировой практике.

Альтернативные законопроекты рассматриваются комитетами Палаты одновременно с основным проектом и по каждому проекту готовится отдельное заключение.

В целях информатизации общества о ходе рассмотрения законопроектов в рабочих группах Мажилиса.

7

Пункт 34

34. Рассмотрение проектов законов, в том числе конституционных, на пленарных заседаниях Мажилиса может осуществляться в одном чтении, если Палатой применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.

Проекты кодексов, изменения и дополнения в них рассматриваются не менее чем в двух чтениях.

34. Рассмотрение проектов законов, в том числе конституционных, на пленарных заседаниях Мажилиса может осуществляться в одном чтении, если Палатой применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.

Проекты кодексов, консолидированных законов, изменения и дополнения в них рассматриваются не менее чем в двух чтениях.

Согласно Закону РК «О правовых актах», консолидированный закон – закон, регулирующий комплексные по своему характеру общественные отношения в сферах, государственного имущества, местного государственного управления и самоуправления, образования и науки, гражданской защиты, жилищных отношений, регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций, транспорта, разрешений и уведомлений, реабилитации и банкротства, архитектуры, градостроительства и строительства.

Поскольку важность и структура консолидированных законов приближен к кодексам, предлагается рассматривать их также в двух чтениях.

8

Пункт 38

38. Поправки к проекту закона, одобренному в первом либо втором (последующем) чтении, с обоснованием необходимости их принятия передаются депутатами в письменном виде в головной комитет не позднее чем за десять дней до начала второго (последующего) чтения по законопроекту.

Если поправка к проекту закона предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, то головной комитет направляет в Правительство внесенную поправку для представления заключения. Заключение по данным поправкам Правительство дает в срок, установленный Регламентом Правительства Республики Казахстан.

В случае, если по заключению Правительства требуются дополнительные пояснения, комитет вправе истребовать их у Правительства.

38. Поправки к проекту закона, одобренному в первом либо втором (последующем) чтении, с обоснованием необходимости их принятия передаются депутатами в письменном виде в головной комитет не позднее чем за десять дней до начала второго (последующего) чтения по законопроекту.

Если поправка к проекту закона предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, то головной комитет направляет в Правительство внесенную поправку для представления заключения. Заключение по данным поправкам Правительство дает в течение 10 (десяти) календарных дней.

В случае непредставления заключения в указанный срок считается, что Правительство согласно   с внесенной поправкой.

В случае, если по заключению Правительства требуются дополнительные пояснения, комитет вправе истребовать их у Правительства.

Пунктом 109-1 Регламента Правительства Республики Казахстан предусматривается представление заключения к поправкам к проекту Закона, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов в срок до 15 дней.

В то же время, данным Регламентом предусматривается возможность сокращения сроков представления заключения.

При подготовке проекта заключения, до окончания срока заочного голосования члены Правительства направляют в Канцелярию Премьер-Министра письменные ответы, в которых выражают свое мнение.

При этом, пунктом 109-1 Регламента допускается, что в случае непредставления письменного ответа в указанный срок считается, что член Правительства проголосовал за принятие проекта заключения.

В этой связи предлагается применить в регламенте Мажилиса аналогичных подход.

9

Пункт 55

55. Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию направляется Председателем Мажилиса в Сенат, соответствующие комитеты и Отдел законодательства Аппарата Палаты для подготовки заключений, после чего включается в план рассматриваемых вопросов на совместных заседаниях Палат.

55. Проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию направляется Председателем Мажилиса в Сенат, соответствующие комитеты, фракции политических партий и Отдел законодательства Аппарата Палаты для подготовки заключений, после чего включается в план рассматриваемых вопросов на совместных заседаниях Палат.

Учитывая особую важность вопроса внесения изменений в Конституцию, необходимо учесть разностороннее мнение, в том числе позиции оппозиционных партий.

10

новый подпункт 1-1) пункта 60

60. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе:

1-1) отсутствует;

60. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы, в том числе:

1-1) самостоятельно определяет расходы бюджета, резервируемого Правительством в размере десяти процентов от общего объема расходной части бюджета;

В целях усиления роли Парламента в формировании бюджета.

11

подпункт 1) пункта 89

89. Мажилис Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

1) назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

89. Мажилис Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

1) назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

При этом один член Центральной избирательной комиссии и один член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета назначаются из числа кандидатов предложенных фракциями политических партий,   образующих парламентское меньшинство.

Исходя из международных парламентских традиций предлагается закрепить процедуру назначения членов Центральной избирательной комиссии Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от политический партий  образующих парламентское меньшинство

12

новый подпункт 1-1) пункта 89

89. Мажилис Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

1-1) отсутствует;

89. Мажилис Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

1-1) делегирует из числа депутатов половину членов республиканской бюджетной комиссии, в котором должны быть представлены все фракции политических партий;

В целях усиления роли Парламента в формировании бюджета.

13

Пункт 89

Подпункт 6)

89. Мажилис Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:


6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;

89. Мажилис Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:


6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;

Приведение в соответствии с подпунктом 6) статьи 57 Конституции

14

Пункт 94-2

94-2. Депутат Мажилиса лишается своего мандата при:

1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;

2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран.

94-2. Депутат Мажилиса лишается своего мандата при:

1) выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;

2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран;

3) ротации по решению политической партии, от которой данный депутат был избран.

В корреспонденции с пунктом 162-4 настоящего Регламента, согласно которой, член фракции политической партии может быть исключен из фракции политической партии по решению руководящего органа политической партии в соответствии с уставом политической партии и положением о фракции политической партии.

15

Пункт 96-2

96-2. В ходе «правительственного часа» депутаты заслушивают доклад представителя Правительства и, при необходимости, содоклад соответствующего постоянного комитета, после чего депутаты вправе задавать вопросы представителю Правительства. Для доклада по обсуждаемому вопросу отводится не более двадцати минут, для содоклада - не более десяти минут, для вопросов и ответов - не более полутора часов, а для обсуждения - не более полутора часов.

Никто не вправе выступать на «правительственном часе» без разрешения председательствующего.

96-2. В ходе «правительственного часа» депутаты заслушивают доклад представителя Правительства и, при необходимости, содоклад соответствующего постоянного комитета, после чего депутаты вправе задавать вопросы представителю Правительства. Для доклада по обсуждаемому вопросу отводится не более двадцати минут, для содоклада - не более десяти минут, для вопросов и ответов - не более полутора часов, а для обсуждения - не более полутора часов.

Никто не вправе выступать на «правительственном часе» без разрешения председательствующего.

Видеотрансляция «правительственного часа» ведется в онлайн-режиме на официальном сайте Парламента Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев в своем выступлении на открытии 2-сессии Парламента РК VI созыва о необходимости обеспечения деятельности Палат Парламента максимально прозрачной для общества. Важно, чтобы потребность и вся логика принятия законов была ясна и понятна казахстанцам. Этому будет способствовать введение с прямых онлайн-трансляций работы Сената и Мажилиса, а также совместных заседаний Палат Парламента.

16

Пункт 100

100. Парламентские слушания открыты для представителей средств массовой информации и общественности.

По решению Бюро Палаты или комитета (комиссии) могут проводиться закрытые слушания, если затрагиваются сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

Отчеты открытых парламентских слушаний могут публиковаться в изданиях Парламента и освещаться в средствах массовой информации.

100. Парламентские слушания открыты для представителей средств массовой информации и общественности.

По решению Бюро Палаты или комитета (комиссии) могут проводиться закрытые слушания, если затрагиваются сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

Видеотрансляция открытых парламентских слушаний ведется в онлайн-режиме на официальном сайте Парламента Республики Казахстан.

Отчеты открытых парламентских слушаний публикуются в изданиях Парламента.

В целях обеспечения прозрачности процесса проведения парламентских слушаний.

17

Пункт 152

152. Должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Парламента. Письменный ответ на запрос представляется в срок не более месяца и оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты прения. Депутат вправе выразить свое отношение к ответу на запрос.

152. Должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Парламента. Письменный ответ на запрос представляется в течение 15 дней, а в случае необходимости дополнительного изучения в срок не более месяца со дня его оглашения на пленарном заседании Парламента или его Палаты.

По ответу на запрос могут быть открыты прения. Депутат вправе выразить свое отношение к ответу на запрос.

Если ответ на депутатский запрос признан депутатом Мажилиса Парламента неудовлетворительным, депутат Мажилиса Парламента вправе принять решение о повторном направлении депутатского запроса.

Фракция политической партии вправе поставить перед Правительством вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, подготовивших неудовлетворительный ответ на депутатский запрос члена своей фракции.

Поскольку депутатский запрос осуществляется публично, отсчет времени для ответа со дня поступления письменного варианта депутатского запроса является излишним.

18

Пункт 153

153. В случае, если на депутатский запрос должен быть дан устный ответ должностного лица на пленарном заседании Парламента или Палаты, ответ на запрос должен быть дан в срок не более месяца со дня его поступления адресату на пленарном заседании Парламента или его Палаты.

С согласия автора депутатского запроса отвечать на запрос может также должностное лицо, официально назначенное исполняющим обязанности руководителя. Если должностное лицо не может в связи с выполнением служебных обязанностей участвовать в пленарном заседании Палаты, ответ на запрос может быть отложен, но не более чем на месяц.

Депутатский запрос на пленарном заседании Парламента или его Палаты рассматривается в следующем порядке:

1) выступление депутата с запросом - до пяти минут;

2) ответ должностного лица, к которому обращен депутатский запрос - до двадцати минут.

По ответу на запрос могут быть открыты прения.

После заслушивания ответа автор депутатского запроса, а также другие депутаты могут задавать вопросы по поставленной в запросе проблеме. Должностному лицу, к которому обращен депутатский запрос, отводится до тридцати минут для ответов на вопросы депутатов.

153. В случае, если на депутатский запрос должен быть дан устный ответ должностного лица на пленарном заседании Парламента или Палаты, ответ на запрос должен быть дан в течение 15 дней, а в случае необходимости дополнительного изучения в срок не более месяца со дня его оглашения на пленарном заседании Парламента или его Палаты.

С согласия автора депутатского запроса отвечать на запрос может также должностное лицо, официально назначенное исполняющим обязанности руководителя. Если должностное лицо не может в связи с выполнением служебных обязанностей участвовать в пленарном заседании Палаты, ответ на запрос может быть отложен, но не более чем на месяц.

Депутатский запрос на пленарном заседании Парламента или его Палаты рассматривается в следующем порядке:

1) выступление депутата с запросом - до пяти минут;

2) ответ должностного лица, к которому обращен депутатский запрос - до двадцати минут.

По ответу на запрос могут быть открыты прения.

После заслушивания ответа автор депутатского запроса, а также другие депутаты могут задавать вопросы по поставленной в запросе проблеме. Должностному лицу, к которому обращен депутатский запрос, отводится до тридцати минут для ответов на вопросы депутатов.

Поскольку депутатский запрос осуществляется публично, отсчет времени для ответа со дня поступления письменного варианта депутатского запроса является излишним.

В целях совершенствования процесса взаимодействия.

19

Пункт 157

157. Фракция политической партии - организованная группа депутатов, представляющих политическую партию, зарегистрированную в порядке, установленном законом, которая в целях выражения интересов соответствующей политической партии создается в Мажилисе Парламента. Минимальная численность фракции политической партии должна составлять не менее семи депутатов Мажилиса Парламента.

Депутат имеет право состоять только в одной фракции политической партии.

Фракцию возглавляет руководитель, избираемый в соответствии с положением о фракции политической партии.

157. Фракция политической партии - организованная группа депутатов, представляющих политическую партию, зарегистрированную в порядке, установленном законом, которая в целях выражения интересов соответствующей политической партии создается в Мажилисе Парламента. Минимальная численность фракции политической партии должна составлять не менее семи депутатов Мажилиса Парламента.

Депутат имеет право состоять только в одной фракции политической партии.

Фракцию возглавляет руководитель, избираемый в соответствии с положением о фракции политической партии.

Для обеспечения координации работы депутатов фракции во время заседания и оперативной выработки согласованной позиции по обсуждаемым вопросам, рассадка депутатов в залах заседаний Парламента осуществляется согласно принадлежности к депутатской фракции.

Руководителям фракций политических партий гарантируется выступление на всех официальных заседаниях, проводимых в Парламенте (совместные заседания палат Парламента, пленарные заседания, парламентские слушания, «Парламентский час», заседания бюро Палаты, комитетов, рабочих групп и другие мероприятия).

Исходя из международных парламентских традиций, депутатские фракции левой политической ориентации располагаются в левой стороне зала; депутатские фракции правой политической ориентации - в правой стороне зала.

20

Пункт 158-1

158-1. Отсутствует

158-1. Руководитель фракции политической партии является членом Бюро Палаты и приравнен по статусу, материально-техническому и организационному обеспечению к Председателю постоянного Комитета Палаты.

В целях надлежащего материально-технического и организационного обеспечения фракций политических партий.

21

Пункт 162

162. Основными полномочиями фракций политических партий в Мажилисе Парламента являются:

1) выражение интересов политической партии в законодательной и иной деятельности Парламента Республики Казахстан;

2) участие в проводимых Президентом Республики Казахстан консультациях по кандидатуре Премьер-Министра Республики;

3) иные направления деятельности фракции политической партии, осуществляемые в целях реализации полномочий депутатов Парламента и Мажилиса Парламента.

162. Основными полномочиями фракций политических партий в Мажилисе Парламента являются:

1) выработка и выражение единой позиции фракции политической партии по всем вопросам рассматриваемых в Парламенте Республики Казахстан;

2) участие в проводимых Президентом Республики Казахстан консультациях по кандидатуре Премьер-Министра Республики;

3) инициирование парламентских слушаний:

- по вопросам соблюдения гражданских свобод;

- по фактам коррупции в конкретных государственных органах или конкретных должностных лиц;   

- по обстоятельствам чрезвычайных ситуаций экологического, техногенного, социально-экономического характера;

- по иным вопросам, имеющим важное значение или вызвавшим широкий общественный резонанс.

4) иные направления деятельности фракции политической партии, осуществляемые в целях реализации полномочий депутатов Парламента и Мажилиса Парламента.

В целях конкретизации полномочий фракций политических партий в Парламенте.

Пункт 162-7

162-7. Фракция политической партии для обеспечения своей деятельности может создавать аппарат.

162-7. Фракция политической партии для обеспечения своей деятельности создает аппарат.

Аппарат фракции состоит из не более пяти сотрудников, размещаемых в здании Мажилиса Парламента.

Оплата труда сотрудников аппарата фракции осуществляется за счет средств политической партии.

Материально-техническое обеспечение деятельности аппарата фракции осуществляется Хозяйственным Управлением Парламента.

В целях надлежащего обеспечения деятельности фракций политических партий в Мажилисе парламента.

22

Новый пункт 162-8

162-8. Отсутствует.

162-8. Освещение деятельности фракций политических партий в средствах массовой информации и в рамках государственного заказа, осуществляется в равном объеме.

В целях обеспечения равного доступа к государственным средствам массовой информации.

23

Пункт 191

191. Организационное, правовое, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности Мажилиса, его консультативно-совещательных органов осуществляет Аппарат Палаты.

191. Организационное, правовое, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности Мажилиса, его консультативно-совещательных органов осуществляет Аппарат Палаты.

Депутат имеет три штатных помощника и десять общественных помощников.

Введу усиления роли парламента в системе государственного управления в связи с принятием изменений в Конституцию

Руководитель фракции ДПК «Ак жол»                                                                           А. Перуашев