Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Завершена работа над законопроектом о закупках в квазигоссекторе

    Завершили работу над законопроектом о закупках в квазигоссекторе. Напомню, разработки такого закона фракция «Ак жол» добивалась 8 лет, после того, как из закона о госзакупках были исключены преференции для отечественных предпринимателей.
    Проработанный рабочей группой Мажилиса и согласованный комитетом по экономике законопроект включил ряд предложений депутатов фракции «Ак жол»:
⁃ Из ст.1, п.2 исключён подпункт 13, разрешавший выводить из-под действия закона любые «иные» случаи по усмотрению самих квазигоспредприятий по их правилам. Мы добились, чтобы конкретный перечень таких случаев были зафиксирован Законом, никаких дополнительных отклонений не допускается.
⁃ Из ст.7 исключили п.3, разрешавший ограничения предпринимателей по участию в закупках, не предусмотренные Законом. Тем самым закрепили, что ограничения могут быть только те, которые прямо указаны в Законе.
⁃ Ст.10, п.6 – дополнили уточнением, что закупки квазигоспредприятий методом биржевой торговли могут производиться исключительно по перечню, определяемому министерством торговли (чтобы перекрыть возможность уклонения от тендерных процедур через аффилированные биржи).
⁃ в п.8 той же ст.10 (запрещающем указание в тендерной документации характеристик конкретных производителей) – заменили исключение из данной нормы «иными случаями, предусмотренными правилами закупок» – на прямое указание в законе, что исключение может быть сделано только если речь идёт о доукомплектовании и дооснащении уже установленного оборудования, закупок в рамках стратегии поддержки отечественных товаропроизводителей, либо если квазигоспредприятия выполняют заказ для иностранных партнеров, прямо указавших в контракте необходимость таких характеристик.
⁃ После нашей критики на первом чтении, из ст.13 исключён п.1, гласивший, что порядок работы централизованной службы контроля определяют сами квазигоспредприятия (т.е., чтобы они сами решали, как их проверять).
⁃ В ст.14 п.1 добавили, что контроль за закупками квазигоссектора, помимо централизованной службы контроля (создаваемой самими субъектами квазигоссектора), возлагается также на уполномоченный орган в сфере закупок (т.е. минифин и госаудит).
⁃ Кроме того, ввели понятие и компетенцию на заключение казигоспредпиятиями оффтейк-контрактов, как долгосрочного договора на приобретение товаров (услуг), без права одностороннего уменьшения заказчиком цены и объема контракта. Тем самым, появляется возможность использовать оффтейк-контракт в качестве гарантийного обеспечения банковских кредитов для финансирования производства под данные сделки.
⁃ В ст.6 п.3 дополнили требованием определения допустимого отклонения цен на идентичные товары в закупках разных нацкомпний и иных квазигоспредприятий. Договорились с Минфином, что в правилах закупок эти отклонения будут ограничены не более чем 30% по идентичным товарам.
⁃ Добились обязательного включения отраслевых ассоциаций бизнеса в согласительные комиссии по исключению предпринимателей из Реестра недобросовестных поставщиков.
⁃ Рабочая группа и профильный комитет также поддержали ряд других наших предложений.

    Нами также вносился ряд поправок об исключении приоритета внутрихолдинговых закупок Фонда «Самрук-Казына», которые оказывают неконкурентное давление на частный бизнес. Вчера получил официальное письмо от руководства     Фонда, с заверениями о поэтапном отказе от данного механизма, по мере появления частных производителей (прилагается). В этой связи указанные поправки мной отложены.

    Также нами поддержаны и приняты раб.группой важные поправки депутата К.Нурова (в ст.4 п.2 – о защите коммерческой тайны предложений участников тендера до подведения итогов закупок; п.3 – о недопущении сговора участников тендера), Б.Сартбаева (об исключении п.1 ст.13 п.1 – об утверждении порядка работы службы централизованного контроля закупок самими квазигоспредприятиями и о дополнении процесса закупок квазигоссектора контролем со стороны Минфина и госаудита, ст.14 п.1) и ряд других поправок наших коллег.

    Ввиду того, что законопроект по концепции правительства носит рамочный характер, и конкретные процедуры должны определяться правилами, утверждаемыми Фондом «Самрук-Казына» и Минфином, договорились с разработчиками, что депутаты-члены рабочей группы Мажилиса примут участие и в подготовке указанных правил.

    Считаю, что нам удалось значительно усилить законопроект, а в ряде случаев, несмотря на рамочный характер, благодаря настойчивости депутатов, его нормы получили характер прямого действия.
    Завтра документ выносится на второе чтение в Мажилисе, затем Сенат, после – на подпись к Президенту.
    В случае принятия данного закона, появится серьёзная законодательная база для поддержки отечественных производителей и продвижения национальных экономических интересов.
    Выражаю признательность всем членам рабочей группы во главе с её руководителем А.Хамедовым.