Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А.
Председателю Счетного комитета Джанбурчину К.Е.
Депутатский запрос фракции ДПК «Ак жол»Озвучен 25 января 2017 года А.Перуашевым
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемый Козы-Корпеш Есимович! В послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050», среди прочих приоритетов также обозначена необходимость совершенствования венчурного финансирования. «Венчурное финансирование» означает финансирование начинающего и инновационного бизнеса с повышенной степенью риска, но в целях получения чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, 70-80 % проектов венчурного финансирования не приносят отдачи, но сверхнормативная прибыль от оставшихся 20—30 % - и это принципиальный момент! - должна не просто окупать все убытки, но и обеспечивать рентабельность венчурных фондов. Данное направление, ввиду его безусловной рыночной направленности, не осталось без внимания государственных институтов развития. Инструменты венчурного финансирования получили свое развитие с 2003-2004 г.г., когда был создан АО «Национальный инновационный фонд», позднее преобразованный в Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР). Согласно имеющейся информации (business.gov.kz) за время деятельности АО «НАТР» приняло участие в создании 7 отечественных венчурных фондов и капитализации 7 зарубежных. Однако за все время работы, т.е. полтора десятка лет, этими 14-тью венчурными фондами в общей сумме было профинансировано всего лишь 18 инновационных проектов в Казахстане, на сумму 1,9 млрд. тенге, из которых завершено только 4 проекта на сумму 60 млн. тенге, т.е. с финансовой точки зрения, эффективно освоены были лишь 3% выделенных на эти проекты средств. При этом нет открытой информации о том, сколько государственных средств было затрачено на содержание самих фондов, их руководителей и менеджеров, хотя результаты их работы более чем красноречивы: в среднем, менее 0,3 завершённых проекта на 1 фонд за 14 лет работы. Известно, что прямые убытки бывшего Национального инновационного фонда на момент реорганизации составили около 12 млрд. тенге, при этом, его работа практически не оказала какого-либо влияния на инновационное и технологическое развитие отечественной экономики. В настоящее время его преемник НАТР со-финансирует 4 отечественных венчурных фонда на принципах государственно-частного партнерства. Их деятельность пока также не особо результативна: например, по данным СМИ, фондом «Арекет» допущены убытки на сумму более 7 млрд. тенге. Но по этим фондам есть хотя бы какая-то информация, и мы должны быть признательны частным инвесторам за участие в них. По организациям венчурного финансирования, которые возможно создавались при других институтах развития, вообще отсутствуют данные об их существовании или реализованных проектах. Между тем, задачей подобных структур является привлечение, оценка, отбор и поддержка новых перспективных бизнес-инициатив, что невозможно организовать в закрытом от бизнес-сообщества режиме. Международный опыт показывает, что именно венчурное инвестирование дало «путевку в жизнь» таким всемирно известным компаниям и их продуктам, как Microsoft, Apple, eBay, Yahoo и многих других. Считаем, что основными причинами торможения развития венчурного финансирования в Казахстане является не только пассивность бизнеса или экономия средств, а скорее их неэффективное использование и полная непрозрачность венчурных фондов, слабость правовой базы и отсутствие должного контроля за использованием выделенных на эти цели государственных ресурсов. В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол», просит предоставить следующую информацию: 1) Сколько всего в РК было выделено государственных бюджетных денежных средств на осуществление венчурного инвестирования институтами развития с участием государства с 2003 г. по 2016 г. (в том числе в разрезе по годам)? 2) Сколько венчурных фондов с участием государства или государственных институтов развития было создано в этот период, и каковы их: а) инновационные, б) финансовые результаты? Есть ли среди них хотя бы один венчурный фонд, средства которого были не просто потрачены, но принесли прибыль и обеспечили рентабельность фонду? 3) Проверялась ли когда-нибудь Счётным комитетом деятельность венчурных фондов с участием государства на предмет эффективности расходования государственных средств? 4) Если наши сведения об их безрезультатности и финансовой несостоятельности подтверждаются, то кто из должностных лиц, распоряжавшихся данными средствами, понёс надлежащую ответственность? 5) Какие меры реализует правительство в настоящее время по развитию венчурного финансирования, как важного направления поддержки начинающего бизнеса и инновационных проектов? С уважением, Депутаты фракции ДПК «Ак жол» |