Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Азат Перуашев: За полтора десятка лет венчурными фондами профинансировано лишь 18 проектов, из которых завершены только 4 – партия «Ак жол» требует от Правительства и Счетного комитета провести проверку эффективности использования венчурными фондами госуд

   Премьер-Министру                                              

   Республики Казахстан                                                 

   Сагинтаеву Б. А.

 

                                                  Председателю Счетного комитета 
                                                  по контролю за исполнением 
                                                   республиканского бюджета 

                                                 Джанбурчину К.Е.

 

 

Депутатский запрос фракции ДПК «Ак жол»Озвучен 25 января 2017 года А.Перуашевым

 

 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Уважаемый Козы-Корпеш Есимович!     

           В послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050», среди прочих приоритетов также обозначена необходимость совершенствования венчурного финансирования.        «Венчурное финансирование» означает финансирование начинающего и инновационного бизнеса с повышенной степенью риска, но в целях получения чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, 70-80 % проектов венчурного финансирования не приносят отдачи, но сверхнормативная прибыль от оставшихся 20—30 % - и это принципиальный момент! - должна не просто окупать все убытки, но и обеспечивать рентабельность венчурных фондов.        Данное направление, ввиду его безусловной рыночной направленности, не осталось без внимания государственных институтов развития. Инструменты венчурного финансирования получили свое развитие с 2003-2004 г.г., когда был создан АО «Национальный инновационный фонд», позднее преобразованный в Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР).        Согласно имеющейся информации (business.gov.kz) за время деятельности АО «НАТР» приняло участие в создании 7 отечественных венчурных фондов и капитализации 7 зарубежных.         Однако за все время работы, т.е. полтора десятка лет, этими 14-тью венчурными фондами в общей сумме было профинансировано всего лишь 18 инновационных проектов в Казахстане, на сумму 1,9 млрд. тенге, из которых завершено только 4 проекта на сумму 60 млн. тенге, т.е. с финансовой точки зрения, эффективно освоены были лишь 3% выделенных на эти проекты средств.        При этом нет открытой информации о том, сколько государственных средств было затрачено на содержание самих фондов, их руководителей и менеджеров, хотя результаты их работы более чем красноречивы: в среднем, менее 0,3 завершённых проекта на 1 фонд за 14 лет работы.         Известно, что прямые убытки бывшего Национального инновационного фонда на момент реорганизации составили около 12 млрд. тенге, при этом, его работа практически не оказала какого-либо влияния на инновационное и технологическое развитие отечественной экономики.   В настоящее время его преемник НАТР со-финансирует 4 отечественных венчурных фонда на принципах государственно-частного партнерства. Их деятельность пока также не особо результативна: например, по данным СМИ, фондом «Арекет» допущены убытки на сумму более 7 млрд. тенге. Но по этим фондам есть хотя бы какая-то информация, и мы должны быть признательны частным инвесторам за участие в них.        По организациям венчурного финансирования, которые возможно создавались при других институтах развития, вообще отсутствуют данные об их существовании или реализованных проектах.       Между тем, задачей подобных структур является привлечение, оценка, отбор и поддержка новых перспективных бизнес-инициатив, что невозможно организовать в закрытом от бизнес-сообщества режиме.   Международный опыт показывает, что именно венчурное инвестирование дало «путевку в жизнь» таким всемирно известным компаниям и их продуктам, как Microsoft, Apple, eBay, Yahoo и многих других.        Считаем, что основными причинами торможения развития венчурного финансирования в Казахстане является не только пассивность бизнеса или экономия средств, а скорее их неэффективное использование и полная непрозрачность венчурных фондов, слабость правовой базы и отсутствие должного контроля за использованием выделенных на эти цели государственных ресурсов.       В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол», просит предоставить следующую информацию:         1) Сколько всего в РК было выделено государственных бюджетных денежных средств на осуществление венчурного инвестирования институтами развития с участием государства с 2003 г. по 2016 г. (в том числе в разрезе по годам)?       2) Сколько венчурных фондов с участием государства или государственных институтов развития было создано в этот период, и каковы их: а) инновационные, б) финансовые результаты? Есть ли среди них хотя бы один венчурный фонд, средства которого были не просто потрачены, но принесли прибыль и обеспечили рентабельность фонду?     3) Проверялась ли когда-нибудь Счётным комитетом деятельность венчурных фондов с участием государства на предмет эффективности расходования государственных средств?           4) Если наши сведения об их безрезультатности и финансовой несостоятельности подтверждаются, то кто из должностных лиц, распоряжавшихся данными средствами, понёс надлежащую ответственность?          5) Какие меры реализует правительство в настоящее время по развитию венчурного финансирования, как важного направления поддержки начинающего бизнеса и инновационных проектов?  


С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»