Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Азат Перуашев предложил правительству разработать Концепцию защиты национальных интересов в работе с иностранными инвесторами

                                                                                                                                                                                           Премьер-Министру                                                                                                                                                                                                  Республики Казахстан                            Сагинтаеву Б.А.  

 

     Озвучен 1 февраля 2017 года 

 Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович! 

Вчера, в Послании Президента народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», Правительству, наряду с необходимостью разработки инвестиционной стратегии, было поручено следующее, цитирую:

 "Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается прежде всего работы внутри ЕАЭС, ШОС, сопряжения с Экономическим поясом Шелкового пути" - цитата окончена.

           Партия «Ак жол» выражает признательность Лидеру Нации Нурсултану Назарбаеву за твёрдый акцент на этом вопросе в нынешнем Послании, открывающем новую веху в развитии Независимого Казахстана. Мы считаем указанное поручение Президента обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества – одним из наиболее принципиальных в нынешнем Послании.           Очевидно, что каждый из зарубежных партнёров заинтересован в извлечении максимальной прибыли из тех возможностей, которые им предоставляет наша страна. Но условием их деятельности должна быть взаимная выгода для самого Казахстана, а также – недопустимость нанесения ущерба нашим национальным интересам.         Однако международная практика свидетельствует, что иногда не только отдельные лица, но и целые институты ставят своей целью не взаимовыгодное сотрудничество, а эксплуатацию чужих ресурсов и вовлечение партнёров в экономическую зависимость.        Основными выгодополучателями таких инвестиций порой становятся только сами недобросовестные партнёры, например, блокируя участие местного бизнеса в реализации инвестиционных проектов, и обеспечивая вовлечение в них предприятиям и лицам из своих стран.             При таких подходах, псевдо-инвесторы заинтересованы в сохранении технологической и образовательной отсталости местной экономики, так как это служит предлогом ввоза собственных специалистов и передачи подрядов своим же производителям и поставщикам.       В итоге, есть страны с внушительными ресурсами, которые взамен вывозимых природных богатств, получают минимум денежных оборотов и налогов, минимум предприятий и технологий, минимум рабочих мест; а местное сообщество остаётся в стороне от перераспределения полученных доходов. Вместо ускоренного развития экономики происходит её де-индустриализация.           Такие риски нельзя исключать и для нашей страны.          Например, на этой неделе руководство Актюбинской области в очередной раз потребовало от китайской компании "Великая стена" прекратить сокращать сотни казахстанских работников, которое, как ни парадоксально, происходит на фоне роста доходов в отрасли.       В партию "Ак жол" также регулярно обращаются отечественные предприниматели с сигналами, что иностранные инвесторы нередко любыми путями передают контракты на сервисные работы, поставки оборудования и многое другое поставщикам из своих стран.      Ещё один блок вопросов – нарушение справедливой конкуренции в интеграционных объединениях. Периодически как на исполнительном, так и на законодательном уровне делаются шаги по созданию тех или иных, не предусмотренных соглашениями преференций для своих субъектов рынка и ограничению других, включая казахстанских, участников. Такие тенденции, наряду с предоставлением предприятиям этих стран равных условий для работы в Казахстане, также создают ситуации, наносящие ущерб нашим интересам. Например, 19 октября прошлого года фракция «Ак жол» обратилась к правительству с запросом об ущемлении интересов казахстанских предпринимателей на едином рынке ЕАЭС из-за постановления правительства РФ о приоритете товаров российского производства.           Ответ нашего правительства подтвердил наличие этой проблемы, но и вопрос пока не решён, и ответных мер не принимается. И таких примеров тоже немало.       Другой зоной риска для национальной экономики можно также назвать бесконтрольные внешние заимствования государственных компаний и иные злоупотребления в квазигосударственном секторе. Поэтому на встречах с китайскими и российскими коллегами, в каждодневной работе в нашем парламенте, депутаты «Ак жола» также постоянно поднимают вопросы защиты прав и интересов отечественного бизнеса. Это нормальная работа, без лишних эмоций или политизации, но она имеет принципиальное значение.      Существуют и другие сферы, содержащие реальные вызовы национальным интересам и социально-экономическому положению государства. Их анализ и выработка соответствующих мер требуют специального изучения.        Мы уверены, что продвижение и защита национальных интересов – не только право, но и прямая обязанность любого государства и любого Правительства.     С учётом активной вовлечённости Казахстана в международные экономические отношения и интеграционные объединения, просим Вас, уважаемый Бахытжан Абдирович, наряду с принятием Стратегии по привлечению внешних инвестиций, также рассмотреть вопрос о разработке Концепции продвижения и защиты национальных экономических интересов (экономической безопасности), как документа, формулирующего единые требования, которым должно соответствовать взаимодействие Казахстана с внешнеэкономическими партнёрами, с акцентом на приоритет наших национальных интересов.

 

          С уважением,

             депутаты фракции «Ак жол»