Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Партия «Ак жол» считает правительственную единую программу поддержки малого и среднего бизнеса не соответствующей задаче достижения 50% доли МСБ в экономике Казахстана

Озвучен 31 мая 2017 года

 

                                                                                                        Премьер-Министру

Республики Казахстан 
                                                                                                                      Сагинтаеву Б. А.

 

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

В нынешнем послании «Третья модернизация» Президент Н.Назарбаев поставил задачу к 2050 году обеспечить долю малого и среднего бизнеса в ВВП не менее 50 процентов. Подобная задача ставится далеко не впервые: требование стремиться к 50%-ной доле МСБ Президент выдвинул еще в 2005 году. В 2010 году – он потребовал повысить к концу десятилетия долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 40 %, и т.д. Можно заметить последовательный и комплексный подход Главы государства к этой проблематике: его инициативы охватывают самый широкий спектр направлений - от налоговой политики, системы контроля и надзора, - до проблем финансирования и обеспечения конкурентоспособности бизнеса.   Нужно признать, что Правительством предпринимаются настойчивые усилия в этом направлении, чему в значительной степени способствует деятельность Национальной палаты предпринимателей. В то же время, мы видим, что порой эти усилия носят спорадический характер, расходятся по разным направлениям, где нередко наблюдается доминирование узковедомственных интересов и применение взаимоисключающих подходов. Некоторые поручения Главы государства, выстраданные и радостно встреченные предпринимателями, выполняются половинчато, или вовсе теряются из виду. Характерным недостатком поддержки малого и среднего бизнеса стало то, что на практике многие решения ориентированы только на малый бизнес, тогда как средние предприятия попросту игнорируются. Между тем, малый бизнес - это сельское хозяйство, торговля и услуги. Производство готовых товаров - это именно средний бизнес, который не всегда находит должную поддержку госорганов.   Например, 1 сентября 2011 года Президент Н.А.Назарбаев потребовал освободить от проверок вновь создающийся малый и средний бизнес на первые 3 года. Правительством это поручение выполнено только в отношении малого бизнеса. На запрос фракции «Ак жол» от 18 декабря 2013 года о необходимости полного исполнения инициативы Елбасы, включая и средний бизнес, Правительство просто ответило отказом.   Некоторые действия госорганов вообще противоречат словам Главы государства. Так, 15 мая 2009 года Нурсултан Абишевич дал старт Программе индустриально-инновационного развития, и среди прочих задач, поручил, цитирую: «К 2014 году отечественные нефтеперерабатывающие заводы должны полностью удовлетворять внутреннюю потребность в нефтепродуктах». Иными словами, сроки обеспечения рынка отечественными ГСМ истекли ещё три года назад. А в июне 2016 г. уполномоченным органом был принят приказ о запрете продажи некоторых продуктов нефтепереработки, в результате которого остановились 32 средних НПЗ, способных заполнить отечественный рынок ГСМ.   Тогда же Президент поручил к 2014 году добиться обеспечения более 50% рынка лекарств отечественными препаратами. Но как показали недавние парламентские слушания, эта доля и через восемь лет всё ещё составляет менее 10%. Одной из причин послужили неправомерные действия госпредприятия «СК-Фармация», в отношении которого фракция «Ак жол» неоднократно делала депутатские запросы с 2013 года. Были даже решения судов, но каждый раз все спускалось на тормозах. И только после жесткой критики Главы государства, Минздрав теперь наводит там порядок. Между тем, из почти 50 отечественных фармацевтических компаний 90% составляют именно средние предприятия, которые пострадали от произвола чиновников.   В 2012 году, в Стратегии «Казахстан-2050» было дано поручение с 2020 года внедрить практику налогового кредитования предпринимателей. Но в ответ на пять запросов фракции «Ак жол» с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2016 года о введении налогового кредитования и налоговых каникул – Правительство сослалось на потери бюджета и то, что инвестпреференции якобы уже заменяют эти меры.   И таких примеров более чем достаточно. Не случайно в августе 2014 года Нурсултан Абишевич поручил Правительству принять единую программу развития и поддержки бизнеса. Однако запущенная в 2015 году так называемая «единая программа» свелась в основном к субсидиям, гарантиям и обучению предпринимателей. Вопросы же их взаимосвязи с политикой самих госорганов, включая инвестиционное администрирование, нетарифные меры, доступность инфраструктуры и услуг монополистов, защиту корпоративного рынка и другие - остались за рамками этой программы. Но даже при самом щедром финансировании сложно развивать МСБ, например, при той налоговой политике, про которую Президент недавно сказал, что её «кто-то создал с вражеской целью». То же самое можно сказать и про отсутствие мер поддержки малых и средних предприятий в системе закупок нацкомпаний, хотя такие меры разрешены ВТО. Или про нарастающую вседозволенность монополистов, растущие тарифы регулятивных процедур и т.д.   Но именно они зачастую оказывают решающее воздействие на бизнес и должны учитываться в экономическом моделировании для полноценного управления процессами. Необходимо учитывать, как скажутся на состоянии МСБ те или иные планируемые изменения в каждом из этих факторов. И Нурсултан Абишевич наглядно показал это в нынешнем Послании, в частности, говоря о технологической модернизации, переходе от субсидий к рыночному страхованию, развитии кооперации, фронтальном снижении производственных расходов и издержек бизнеса на услуги монополистов и госорганов, новой волны приватизации и т.д.   В этой связи, уважаемый Бакытжан Абдирович, в целях реализации поручения Главы Государства, депутатская фракция «Ак жол» предлагает Правительству разработать комплексную Концепцию развития малого и среднего предпринимательства на 2018-2050 годы, в формате экономической модели, включающей как меры поддержки МСБ, так и их взаимодействие с долго- и среднесрочными шагами государства по общему формированию бизнес-климата. Запланированным результатом этой модели и должно быть повышение доли МСБ в экономике с нынешних 23 до 50%, с ежегодным контролем роста не менее 1,2% каждый год. Учитывая, что предыдущие 3 года, напротив, происходило снижение доли МСБ на 1,5% в год - это непростая, но реальная задача.  

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»