Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол» раскритиковал проект правительственной программы «Цифровой Казахстан»

21 июня 2017 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»

«Ак жол» раскритиковал проект правительственной программы «Цифровой Казахстан» - соответствующий депутатский запрос фракции о проблемах потребительского рынка был озвучен сегодня Азатом Перуашевым.

Руководитель фракции напомнил о поручениях Президента приступить к технологической модернизации и цифровизации экономики, данных и в нынешнем Послании, и в ходе Астанинского экономического форума.

«Эта инициатива имеет прямое отношение и к стимулированию потребительского рынка - например, в части развития онлайн-торговли, мобильного банкинга, введения крипто-валюты и др. Она способна коренным образом изменить существующие подходы в алгоритме спроса и предложения, привести к коренным изменениям в производстве и появлению новых видов продукции», - отметил Перуашев. Он указал на некоторые индикаторы госпрограммы «Цифровой Казахстан» до 2020 года, такие как:

- увеличение доли пользователей интернета к 2020 году – до 81% (на 4%);

- повышение уровня цифровой грамотности населения – до 81,5% (на 6%);

- повышение уровня проникновения домашних сетей широкополосного доступа в интернет - до 82% (на 4%);

- увеличение доли производства и реализации товаров (услуг) сектора информационно-коммуникационных технологий в общем объеме ВВП – до 4,9% (на 0,7%);

- увеличение доли электронной торговли в общем объеме розничной торговли на 0,4% и т.д.

«Очевидно, что рост на 4-6% не соответствует масштабам задач, которые подразумевал Президент, говоря о «кардинальной смене природы экономического роста» и «переходе к новой экономической модели».  Глава государства обозначил более высокие системные цели по созданию новых отраслей экономики с применением цифровых технологий, а также развития в стране таких перспективных отраслей, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы и другие», - считают в ДПК.

 Так, в проекте Программы отсутствуют такие актуальные направления, как формирование качественно новой структуры экономических активов, подходов к цифровой организации производства, торговли и услуг, создание экономических стимулов для внедрения цифровизации производственных и административных процессов.

По мнению «акжоловцев», именно такие подходы и будут формировать ситуацию на конкурентном потребительском рынке в ближайшие годы. Именно от них будет зависеть распределение миллиардов и триллионов в пользу отечественных либо зарубежных производителей.

В этой связи, фракция «Ак жол» предлагает Правительству в рамках программы цифровизации экономики предусмотреть шаги по существенному повышению качества казахстанских товаров, снижению затрат, вовлечению отечественного бизнеса в глобальные сети доступа к новейшим технологиям и создания новых индустрий.

ДПК «Ак жол» и ее парламентская фракция продолжают работу по реализации предвыборной программы и защите интересов казахстанских товаропроизводителей.


Ниже приводиться полный текст запроса.


Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Как известно, в ходе рассмотрения Отчёта Правительства об исполнении бюджета за 2016 г., депутаты Парламента подвергли жёсткой критике сферу закупок госхолдингов и нацкомпаний.

Повышенное внимание к этому вопросу продиктовано обстоятельствами кризиса 2008-2009 годов, когда в условиях резкого падения оборотов на потребительском рынке, корпоративный рынок стал едва ли ни основным источником доходов бизнеса.

Не случайно фракция «Ак жол» 6 ноября и 18 декабря 2013 г., 24 июня 2014 года, 11 февраля и 11 ноября 2015 года, 27 апреля 2016 года предлагала Правительству разработать закон, регулирующий процедуры закупок в квазигосударственном секторе.

В ответ мы трижды получали отказ Правительства от этой идеи.

Но на вчерашнем заседании Правительства, после 4 лет дискуссий, был наконец презентован такой законопроект, с чем наша фракция может только поздравить отечественный бизнес.

Если на исключение из Уголовного кодекса статьи за лжепредпринимательство, на чём настаивала партия «Ак жол» и палата «Атамекен» ещё с 2007 года, и с чем Правительство согласилось только в этом году, ушло 10 лет, то борьба за закон о закупках в квазигосударственном секторе заняла «всего лишь» 4 года.

С одной стороны, такая неспешность оставляет вопросы, с другой стороны, мы убеждаемся, что настойчивость приносит положительные результаты, от которых выиграет и бизнес, и общество. 

Тем не менее, трезво оценивая потребности сбалансированного развития экономики, приходится констатировать, что сосредоточившись на рынке квазигосударственных предприятий, госорганы постепенно упустили из виду другой, более естественный и ёмкий рынок - а именно открытый рынок потребительских товаров.

По официальным данным, если объём закупок крупнейшего госхолдинга «Самрук-Казына» в прошлом году составил 6,4 трлн.тг, то розничная торговля на открытом рынке составила 7 трлн. 660 млрд.тг., а оптовая торговля вообще превысила 18 трлн.тг.

Даже если учесть, что закупки Фонда «Самрук-Казына» входят в эту статистику, то открытый оптово-розничный рынок в 3 раза превосходит объёмы крупнейшего госхолдинга!

Но этот рынок остаётся недооценённым госорганами, о чём в частности свидетельствует прошлогодний рост импорта потребительских товаров сразу на 18% при том, что покупательская способность населения по итогам прошлого года, по данным некоторых СМИ, упала на 10%.

Но получается, что даже при этом у отечественного бизнеса здесь резервы развития больше, чем на рынке квазигосударственного сектора.

А пока огромная доля нашего собственного потребительского рынка в миллиарды долларов «уплывает» к иностранным производителям, хотя могла бы осваиваться казахстанским бизнесом при соответствующей поддержке государства.

Уважаемый Бахытжан Абдирович!

Как известно, в нынешнем Послании, и в ходе Астанинского экономического форума Президент Нурсултан Назарбаев поручил Правительству приступить к технологической модернизации и цифровизации экономики.

Эта инициатива имеет прямое отношение и к стимулированию потребительского рынка - например, в части развития онлайн-торговли, мобильного банкинга, введения крипто-валюты и др. Она способна коренным образом изменить существующие подходы в алгоритме спроса и предложения, привести к коренным изменениям в производстве и появлению новых видов продукции.

В настоящее время проект такой программы «Цифровой Казахстан» года разработан и включает в себя ряд индикаторов, например:

- до 2021 года увеличить долю пользователей интернета к 2021 году – до 81% (на 4%);

- повысить уровень цифровой грамотности населения к 2021 году – до 81,5% (на 6%);

- повысить уровень проникновения домашних сетей широкополосного доступа в интернет до 82% (на 4%),

- увеличить долю производства и реализации товаров (услуг) сектора информационно-коммуникационных технологий в общем объеме ВВП в 2021 году – до 4,9% (на 0,7%);

- увеличить долю электронной торговли в общем объеме розничной торговли на 0,4 процента, и т.д.

Однако очевидно, что рост на 4-6% не соответствует масштабам задач, которые подразумевал Президент, говоря о «кардинальной смене природы экономического роста» и «переходе к новой экономической модели». 

Глава государства обозначил более высокие системные цели по созданию новых отраслей экономики с применением цифровых технологий, а также развития в стране таких перспективных отраслей, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы и другие.

 В проекте Программы отсутствуют такие актуальные направления, как формирование качественно новой структуры экономических активов, подходов к цифровой организации производства, торговли и услуг, создание экономических стимулов для внедрения цифровизации производственных и административных процессов.

Но именно такие подходы и будут формировать ситуацию на конкурентном потребительском рынке в ближайшие годы. Именно от них будет зависеть распределение миллиардов и триллионов в пользу отечественных либо зарубежных производителей.

В этой связи, фракция «Ак жол» предлагает Правительству:

  • Разработать шаги по продвижению продукции отечественных производителей не только на квазигосударственном, но и на потребительском рынке, включая меры инвестиционного, технического и налогового стимулирования, повышения требований качества отечественных товаров и защиту честной конкуренции;
  • В рамках разрабатываемой правительством программы цифровизации предусмотреть шаги по существенному повышению эффективности производства, снижению затрат, вовлечению отечественного бизнеса в глобальные процессы формирования новых индустрий и создания новой технологичной продукции;
  • Внедрить нормы по продвижению и рекламе отечественной продукции в цифровом формате и запрету на дискриминацию отечественной продукции в торговых сетях;
  • 4) Принять эффективные меры по повышению платежеспособного спроса населения, выступающему основным фактором потребительского рынка.


    С уважением,

    депутаты фракции «Ак жол»