Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
О возврате в страну незаконно выведенных средств коррупционеров

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

    Фракция «Ак жол» систематически поднимает вопросы возврата встрану незаконно выведенных средств коррупционеров.Начиная с 3 апреля 2013 г. по 11 мая 2016 года, нами были направленыоколо десятка запросов правительству и Генеральной прокуратуре на этутему, от счетов казахстанцев на Кипре - и до т.н. «панамского скандала», входе которого Международный консорциум журналистских расследованийопубликовал данные об использовании оффшорных схемвысокопоставленными чиновниками по всему миру. Среди владельцевоффшорных счетов тогда оказались и 265 лиц из Казахстана. По даннымНацбанка, суммы выведенных из страны таким путѐм средств исчисляютсясотнями миллиардов долларов.Понятно, что эти деньги теряются для отечественной экономики, неинвестируются в бизнес, не создают добавленной стоимости и новыхрабочих мест в нашей стране. Проблема тем более актуальна, если речь идѐтпро вывод средств, добытых коррупционным путѐм, в виде взяток и«откатов». Поставленная на экспорт коррупция снижает финансовыевозможности государства, демотивирует добросовестный бизнес,дискредитирует и унижает благосостояние, заработанное честнымпроизводительным трудом. Поэтому необходимы активные действия порозыску и возврату таких средств.

    16 апреля 2014 г., фракция «Ак жол» предложила Правительствуреализовать меры по де-оффшоризации казахстанской экономики, которыезатрудняли бы сам увод за рубеж незаконных доходов коррупционеров ещѐна этапе накопления.В частности, мы предложили отменить принцип банковской тайны вотношении зарубежных банковских счетов членов правительства ируководителей национальных компаний и госпредприятий, учитывая тотфакт, что им доверено напрямую распоряжаться огромнымигосударственными средствами.Фракция ДПК «Ак жол» предложила также разработать проект закона«О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны»,и, в частности, запретитьтаким компаниям пользоваться налоговымильготами, государственными субсидиями и иными преференциями, таккак кипрский опыт показал, что их средства могут быть конфискованы влюбой момент.И уж тем более риски конфискации выведенных изКазахстана средств будут высоки, если их происхождение вызываетсомнения у местных органов, где привычные ссылки на важные связи и«телефонное право» просто не работают.В таких случаях конфискованныесредства безвозвратно теряются для Казахстана, хотя и были украденыунашей Республики и нашего народа.К сожалению, призывы фракции «Ак жол» не дожидаться бегстваочередных коррупционеров, а создать превентивные условия, исключающиевозможности незаконного вывода средств в принципе – так и остались«гласом вопиющего в пустыне».Вынуждены напомнить, что на наше предложение разработать закон поде-оффшоризации, Правительство 11 июня 2016 года (ровно годназад)ответило отказом, сославшись на проводимую работу по валютномуконтролю и финансовому мониторингу банковских операций.Однако недавние события вокруг варварского разбазаривания средствЕНПФ в сотни миллионов долларов, наглядно продемонстрировалинеэффективность всех этих мер.8 июня т.г., в ответе на наш недавний запрос по ситуации сприобретением акций Международного банка Азербайджана, Нацбанксообщил, что в отношении лиц, принимавших это решение, информацияпередана в компетентные органы. Мы вынуждены выразить опасение, чтоесли компетентные органы и обнаружат коррупционный след в этой сделке,то криминальный доход от неѐ, скорее всего, был сразу же переведѐн назарубежные счета и уже не вернѐтся в Казахстан.Между тем, соглашения о сотрудничестве в сфере противодействияотмыванию преступных доходов, Казахстаном подписаны лишь снекоторыми странами, в основном не являющимися особо привлекательнымидля беглых коррупционеров, такими как Кыргызстан, Таджикистан,Армения, Бангладеш, Китай, Беларусь и т.д.

    В то же время, с развитыми государствами, такими как США, Канада,Великобритания, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Люксембург,Германия, Италия, Сингапур и т.п. - такие соглашения до сих поротсутствуют.Например, Австрия недавно отказалась возвращать беглого владельцакомпании «Азбука жилья» Ерканата Тайжанова, обманувшего, по даннымСМИ, около 4 тысяч казахстанцев и также, несмотря на валютный контроль ифинансовый мониторинг, выведшего за рубеж более 40 млн.долларов ихсредств.Бог с ним самим, никто не желает зла другому человеку, ноукраденные деньги должны быть возвращены, а это теперь почтиневозможно.Это только свежий пример, получивший общественный резонанс. Асколько ещѐ таких Тайжановых, Аблязовых, Храпуновых исчезает снародными миллиардами даже без объявления в розыск, сколько заведомоубыточных сделок на миллионы долларов ещѐ прячется в портфелях ЕНПФ идругих государственных компаний и институтов – мы даже не представляем.Уверены, что всему этому необходимо ставить самый жѐсткий заслондо, а не после вывода незаконных средств.В этой связи, демократическая фракция «Ак жол»повторно предлагаетправительству:1) Рассмотреть вопрос о разработке и внесении в Парламентзаконопроекта «О де-оффшоризации национальной экономики ипротиводействию отмыванию денег, добытых коррупционным путѐм».2) Активизировать работу по заключению соглашений о сотрудничествеи взаимной выдаче коррупционеров с развитыми государствами, наиболеепривлекательными для бегства капиталов.

С уважением,депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А.Перуашев, Е.Барлыбаев, Е.Никитинская, К.Абсатиров, Б.Дюсембинов, Д.Еспаева, М.Казбекова