Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
На фоне скандала вокруг ЕНПФ, депутаты «Ак жола» предлагают отменить банковскую тайну для зарубежных счетов членов правительства и руководителей нацкомпаний

 Премьер-Министру
                                                                                                            Республики Казахстан
                                                                                                            Сагинтаеву Б.А.


Депутатский запрос 

Уважаемый Бахытжан Абдирович!

Фракция «Ак жол» систематически поднимает вопросы возврата в страну незаконно выведенных средств коррупционеров.

Начиная с 3 апреля 2013 г. по 11 мая 2016 года, нами были направлены около десятка запросов правительству и Генеральной прокуратуре на эту тему, от счетов казахстанцев на Кипре - и до т.н. «панамского скандала», в ходе которого Международный консорциум журналистских расследований опубликовал данные об использовании оффшорных схем высокопоставленными чиновниками по всему миру. Среди владельцев оффшорных счетов тогда оказались и 265 лиц из Казахстана. По данным Нацбанка, суммы выведенных из страны таким путём средств исчисляются сотнями миллиардов долларов. 

Понятно, что эти деньги теряются для отечественной экономики, не инвестируются в бизнес, не создают добавленной стоимости и новых рабочих мест в нашей стране. Проблема тем более актуальна, если речь идёт про вывод средств, добытых коррупционным путём, в виде взяток и «откатов». Поставленная на экспорт коррупция снижает финансовые возможности государства, демотивирует добросовестный бизнес, дискредитирует и унижает благосостояние, заработанное честным производительным трудом. Поэтому необходимы активные действия по розыску и возврату таких средств.

16 апреля 2014 г., фракция «Ак жол» предложила Правительству реализовать меры по де-оффшоризации казахстанской экономики, которые затрудняли бы сам увод за рубеж незаконных доходов коррупционеров ещё на этапе накопления.

В частности, мы предложили отменить принцип банковской тайны в отношении зарубежных банковских счетов членов правительства и руководителей национальных компаний и госпредприятий, учитывая тот факт, что им доверено напрямую распоряжаться огромными государственными средствами.

Фракция ДПК «Ак жол» предложила также разработать проект закона «О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны», и, в частности, запретить таким компаниям пользоваться налоговыми льготами, государственными субсидиями и иными преференциями, так как кипрский опыт показал, что их средства могут быть конфискованы в любой момент. И уж тем более риски конфискации выведенных из Казахстана средств будут высоки, если их происхождение вызывает сомнения у местных органов, где привычные ссылки на важные связи и «телефонное право» просто не работают. В таких случаях конфискованные средства безвозвратно теряются для Казахстана, хотя и были украдены у нашей Республики и нашего народа.

К сожалению, призывы фракции «Ак жол» не дожидаться бегства очередных коррупционеров, а создать превентивные условия, исключающие возможности незаконного вывода средств в принципе – так и остались «гласом вопиющего в пустыне».

Вынуждены напомнить, что на наше предложение разработать закон по де-оффшоризации, Правительство 11 июня 2016 года (ровно год назад) ответило отказом, сославшись на проводимую работу по валютному контролю и финансовому мониторингу банковских операций.

Однако недавние события вокруг варварского разбазаривания средств ЕНПФ в сотни миллионов долларов, наглядно продемонстрировали неэффективность всех этих мер.

8 июня т.г., в ответе на наш недавний запрос по ситуации с приобретением акций Международного банка Азербайджана, Нацбанк сообщил, что в отношении лиц, принимавших это решение, информация передана в компетентные органы. Мы вынуждены выразить опасение, что если компетентные органы и обнаружат коррупционный след в этой сделке, то криминальный доход от неё, скорее всего, был сразу же переведён на зарубежные счета и уже не вернётся в Казахстан.

Между тем, соглашения о сотрудничестве в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, Казахстаном подписаны лишь с некоторыми странами, в основном не являющимися особо привлекательными для беглых коррупционеров, такими как Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Бангладеш, Китай, Беларусь и т.д.

В то же время, с развитыми государствами, такими как США, Канада, Великобритания, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Люксембург, Германия, Италия, Сингапур и т.п. - такие соглашения до сих пор отсутствуют.

Например, Австрия недавно отказалась возвращать беглого владельца компании «Азбука жилья» Ерканата Тайжанова, обманувшего, по данным СМИ, около 4 тысяч казахстанцев и так же, несмотря на валютный контроль и финансовый мониторинг, выведшего за рубеж более 40 млн.долларов их средств. Бог с ним самим, никто не желает зла другому человеку, но украденные деньги должны быть возвращены, а это теперь почти невозможно.

Это только свежий пример, получивший общественный резонанс. А сколько ещё таких Тайжановых, Аблязовых, Храпуновых исчезает с народными миллиардами даже без объявления в розыск, сколько заведомо убыточных сделок на миллионы долларов ещё прячется в портфелях ЕНПФ и других государственных компаний и институтов – мы даже не представляем.

Уверены, что всему этому необходимо ставить самый жёсткий заслон до, а не после вывода незаконных средств.

В этой связи, демократическая фракция «Ак жол» повторно предлагает правительству:

1) Рассмотреть вопрос о разработке и внесении в Парламент законопроекта «О де-оффшоризации национальной экономики и противодействию отмыванию денег, добытых коррупционным путём».

2) Активизировать работу по заключению соглашений о сотрудничестве и взаимной выдаче коррупционеров с развитыми государствами, наиболее привлекательными для бегства капиталов.

 

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»