Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол»: Заявленные госорганами показатели об упрощении разрешительных процедур в строительстве в рамках «Doing Business» не соответствуют действительности

 Премьер-Министру   

Республики Казахстан 

      Сагинтаеву Б.А.   

Депутатский запрос

 Уважаемый Бакытжан Абдирович!

В рамках поручения Президента об упрощении процедуры получения разрешения на строительство, Министерством Национальной Экономики 30 ноября 2015 года были утверждены «Правила организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства».

По данным Министерства Национальной экономики, в результате предпринятых усилий, в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» по индикатору «Получение разрешений на строительство», Казахстан в этом году совершил огромный рывок вперёд, сразу поднявшись на 22 место с 100-го, которое занимал всего 2 года назад, по итогам 2015 года.

Согласно отчётам наших госорганов, количество процедур для получения разрешений на строительство сокращено с 47 до 25, а количество дней - до 156.   

Однако, по мнению обращающихся в партию "Ак жол" строительных компаний, реального улучшения на самом деле не произошло, а заявленные показатели не соответствуют действительности.  

Как сообщает Союз строителей Казахстана, мнимое сокращение количества процедур произошло за счет формального объединения под одним названием нескольких процедур по одному направлению. Например, получение разрешения на подключение электросетей, тепла, воды, канализации с этого года считается одной процедурой, под названием «получение техусловий». Но все эти процедуры остались, никто их не отменял.

В реальности число процедур сократилось до 39, а не 25, как официально заявляется.

То же самое касается сроков: процедура сбора документов на проектирование и прохождение разрешительных процедур на практике занимает около года и более, но никак не 156 дней, о которых гордо отчитались госорганы.

Более того, в соответствии с пунктом 22 указанных Правил, все требования обязательны для всех субъектов бизнеса, независимо от категории строительства.

Однако в партию ДПК «Ак жол» обращаются  предприниматели по вопросам упрощенияразрешительных процедур для малых, отдельно стоящих  несложных объектовобщей площадью до 100 кв.м. 

К яркому примеру сказанного, можно отнести субъекты малого бизнеса на селе и в отдаленных районах области, активно использующих инструменты государственной поддержки.

Так, при получении заемных средств в размере до 3-х млн. тенге в рамках государственной программы, предназначенной для строительства малых несложных объектов (баня, магазин, сто и.т.д), общий размер которых не достигает 100 кв.м., только при прохождении разрешительных процедур предприниматель затрачивает не менее 1/3 от общей суммы кредита на различные проекты и их экспертизу, включая геологоразведочную экспертизу.

Вместе с тем, требование правил о наличии авторского и технического надзора при строительстве малых несложных объектов, приводит к отвлечению предусмотренных целевых сумм на другие, не связанные со СМР затраты.

Так же следует отметить, что нет разделения по количеству процедур и объему строительства между малым и средним предпринимательством, будь то 100 или 100 000 кв.м. Предпринимателю самому приходится преодолевать барьеры гос.учереждений, в то время как в крупных строительных компаниях есть представители юридических служб.

В итоге из-за растянутого срока «хождения по мукам» предпринимателя, по инстанциям (гос.учредениям), МИО, за весь этот длительный период происходит удорожание стоимости проекта, связанное с изменением цен на стройматериалы и услуги, теряется актуальность проекта на данном этапе из-за сроков ее реализации. 

Зачастую предприниматели из-за затяжных и усложненных процедур оформление документации не могут запустить свои проекты и прекращают свою деятельность, связанную с данным бизнесом.

В этой связи, в целях снижения административной нагрузки на бизнес и упрощения разрешительной системы, просим Вас:

1) реально оценивать результаты по сокращению разрешительных процедур в рамках «Doing Business» и не выдавать желаемое за действительность;

2) рассмотреть возможность реального уменьшения перечня согласительных органов с сокращением сроков рассмотрения заявок;

3) предусмотреть упрощенный порядок разрешительных процедур при строительстве малых, отдельно стоящих несложных объектов площадью не более 100 кв.м.

 

С уважением,        депутаты фракции  «Ак жол»