Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол» требует обеспечить рынок ГСМ отечественной продукцией уже в этом году, необходимые условия для этого имеются – Ерлан Барлыбаев

Премьер-Министру

                        Республики Казахстан

                        Сагинтаеву Б.А.

 

Депутатский запрос 

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Одним из актуальных вопросов сегодня является постоянный рост цен на ГСМ, который влияет на себестоимость практически всех продуктов и услуг в стране. Каждое очередное повышение цен приводит к изъятию у общества дополнительных средств в пользу торговцев ГСМ.

На недоуменные вопросы предпринимателей и граждан, почему нефтедобывающая страна не может стабилизировать цены на собственном рынке, эксперты отвечают, что причина роста цен в зависимости казахстанского рынка ГСМ от импорта из России.

1 марта т.г. в Министерстве энергетики было заявлено, что отечественные НПЗ смогут полностью обеспечить рынок ГСМ только в 2019 году.

Между тем, 15 мая 2009 года Глава государства дал старт Программе индустриально-инновационного развития, в которой среди прочих задач, поручил, цитирую: «К 2014 году отечественные нефтеперерабатывающие заводы должны полностью удовлетворять внутреннюю потребность в нефтепродуктах». Иными словами, поставленные Президентом сроки обеспечения рынка отечественными ГСМ истекли ещё три года назад.

В 2013-2014 годах фракция "Ак жол" трижды направляла запросы правительству (от 12 декабря 2013 г., от 30 января 2014 г., от 13 марта 2014г.), с требованием сообщить результаты ГПФИИР по обеспечению рынка ГСМ продукцией отечественного производства.

Но конкретный ответ мы получили только 1 марта текущего года, когда министерство энергетики заявило, что импортозависимость рынка ГСМ до сих пор составляет 30%. В физическом объёме речь идёт о необходимости увеличить переработку нефти на 3 млн.тн - с нынешних 14,5 млн. тн до 17,5 млн.тн.

Сложившуюся ситуацию госорганы объясняют затянувшейся реконструкцией трёх крупных НПЗ в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. Но при этом как-то остаётся в стороне тот факт, что в стране существуют ещё 32 других небольших НПЗ, с суммарной мощностью переработки 6,5 млн.тн нефти/год, для которых заполнить недостающие 3 млн.тн - меньше половины их объёмов.

И наиболее очевидным шагом в этих условиях было бы всемерное стимулирование их деятельности, чтобы заместить недостающие объемы.

Но при благих намерениях, были приняты меры, которые привели к блокированию работы небольших НПЗ.

9 апреля 2016 года был принят закон "О регулировании оборота нефтепродуктов", где министерством энергетики в целях обеспечения сырьём крупных НПЗ были инициированы поправки, запретившие заводам мощностью менее 800 тыс.тн/год продавать так называемые "продукты переработки"

Приказом министерства в июне был утверждён перечень этих продуктов переработки, куда вошли все виды нефтепродуктов (нафта прямогонная, керосино-газойлевая фракция, мазут, вакуумный газойль, гудрон и т.д.), кроме товарного бензина и дизельного топлива.

Но так как в процессе производства бензина и дизеля, выход побочных продуктов переработки неизбежен и составляет более 30%, то введение запрета на их продажу привело к заполнению резервуаров и остановке производства нефтепродуктов на всех НПЗ, за исключением трёх гигантов.

Единственным выходом остаётся работа по давальческой схеме, так как для поставщика нефти никаких ограничений по продаже нефтепродуктов не установлено. Но для небольших НПЗ такой формат недоступен, в силу малых объёмов, что непривлекательно для давальческих компаний, и нерентабельно для самих НПЗ.

Сложившаяся ситуация прямо толкает их на поиск обходных путей и полулегальные схемы работы. И сколько хватит у добросовестных предпринимателей сил сопротивляться такому соблазну - большой вопрос. Да и зачем толкать нормальный бизнес на заведомые нарушения?

Негативные последствия указанных изменений законодательства хотя и явно непреднамеренны, но абсурдны и очевидны: уход оборотов в тень, сокращение отчислений в бюджет, сокращение рабочих мест, монополизация рынка ГСМ, повторяющиеся скачки цен на бензин и дизтопливо, увеличение расходов бизнеса, рост цен для потребителей по всей цепочке товаров и услуг.

Между тем, простое снятие данного требования могло бы обеспечить рынок отечественными ГСМ уже в течение нынешнего года, за счёт суммарной мощности этих самых 32 НПЗ.

В этой связи, уважаемый Бахытжан Абдирович, просим Вас:

1.Оказать содействие в срочной отмене вышеуказанного Приказа министерства энергетики и пересмотре норм Закона;

2.Добиться выполнения поручения Главы государства по обеспечению рынка ГСМ отечественной продукцией уже в текущем, 2017 году. Необходимые условия для этого имеются.

 

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»