Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол» требует ясности: по каким критериям оценивается работа министров и акимов – Екатерина Никитинская

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

 

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович! 

17 июня 2016 года на совместном заседании палат Парламента РК депутатской фракцией «Ак жол» был задан вопрос о персональной ответственности первых руководителей министерств и ведомств за срыв государственных программ и бюджетные нарушения.

Являвшийся на тот момент Министром по делам государственной службы г-н Донаков Т.С. сообщил, что согласно Плану Нации "100 шагов" вводится система оценки государственных служащих. А первые руководители государственных органов заключают меморандумы для оценки их деятельности.

Согласно пункту 6 статьи 62 Бюджетного кодекса РК, проекты меморандумов центральных и местных госорганов на очередной финансовый год должны разрабатываться до 1 ноября текущего года.

Меморандум содержит ключевые индикаторы в социально-экономическом развитии, выполнение которых министры и акимы обязуются обеспечить.

Между тем, нынешние ключевые индикаторы явно не отвечают требованиям, установленным законодательством. Например, для Министерства национальной экономики в качестве первого целевого индикатора предусмотрен – "уровень декомпозиции Стратегического плана развития РК до 2020 г.".  А такие показатели, как темпы экономического роста, параметры внешнего долга и иные важные критерии макроэкономического развития - не представлены.

В качестве ключевых индикаторов Министерства по инвестициям и развитию указаны производительность труда и объем экспорта в черной и цветной металлургии, количество привлеченных инвесторов из списка Global-2000 (транснациональных компаний) и запуск проектов в рамках сотрудничества с КНР. 

Но совершенно отсутствуют приоритеты в области национальной обрабатывающей промышленности.

Министерство сельского хозяйства сделало упор на индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и индексе физического объема инвестиций в основной капитал производства продуктов питания, хотя очевидно, что второй показатель является составляющей величиной первого. То есть, об одном результате это министерство рапортует дважды.  Такие примеры можно привести по всем ведомствам.

Меморандумы с акимами областей по ряду индикаторов суммарно превышают показатели отраслевых министерств в два раза (!), что говорит об отсутствии координации и формальном характере как планирования, так и отчётов об исполнении таких показателей.

Также вызывает недоумение, почему на фоне требований о прозрачности госорганов, меморандумы министров и акимов не размещаются на сайтах самих министерств, так и в интернете, в качестве официальных обязательств их руководителей. Возможно потому, что в ряде случаев такие меморандумы просто не заключаются?

Это лишает граждан страны возможности знать - какие задачи поставлены перед тем или иным ведомством, какова роль каждого из них в социально-экономическом развитии страны, а также насколько успешно министры и акимы справляются (или НЕ справляются) с возложенными на них обязанностями.

Учитывая вышеизложенное, уважаемый Бакытжан Абдирович, депутатская фракция «Ак жол» просит:

1) Обеспечить контроль за заключением меморандумов и реальным содержанием индикаторов, а также предусмотреть их размещение на интернет-ресурсах госорганов в открытом доступе;

2) Переработать систему используемых в меморандумах целевых индикаторов, отойдя от формальных оценок к конкретным показателям социально-экономического развития отрасли или региона;

3) Внедрить в практику привлечение к ответственности первых руководителей госоргана за неисполнение целевых индикаторов, предусмотренных меморандумами.    


С уважением,   

Депутаты фракции  «Ак жол»