Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Азат Перуашев обратился к Премьер-министру с целым рядом вопросов по стекольному заводу в г. Кызылорда и эффективности вложенных в него государственных средств

 Премьер-Министру

                                                                                                                             Республики Казахстан

                                                                                                                              Сагинтаеву Б.А

        

                                              Депутатский запрос  

                                          Уважаемый Бакытжан Абдирович!

    В депутатскую фракцию "Ак жол" обратилась отраслевая Ассоциация, объединяющая отечественные предприятия-переработчики строительного стекла, по поводу строительства стекольного завода в г. Кызылорда, реализуемого при участии холдинга "Байтерек". Как известно, антикоррупционным ведомством ведётся расследование миллиардных хищений с этого завода, в которых обвиняется бывшее руководство холдинга.

  Считаем нужным придерживаться принципа презумпции невиновности подозреваемых и невмешательства в ход расследования. Вместе с тем полагаем, что отечественные производители вправе ставить вопросы о дальнейшей судьбе завода, а также о прозрачности использования государственных средств в квазигосударственном секторе, поскольку они ещё в 2014-2015 г.г. обращались во все инстанции по поводу указанного проекта. И как показывают текущие события, их опасения оказались небеспочвенными.

    Руководство ассоциации приводит данные, достоверность которых нуждается в подтверждении, но которые способны повлиять на оценку ситуации вокруг строящегося предприятия и эффективности вложенных в него государственных средств.

    В этой связи, просим Вас, уважаемый Бахытжан Абдирович, предоставить следующую информацию:

1). Какова фактическая стоимость проекта стекольного завода в г.Кызылорда?  Согласно письма холдинга «Байтерек» от 8 апреля 2015 г., она оценивалась в 52 млрд. тг, или 280 млн. долларов США по официальному курсу на тот момент.

Сейчас представители госорганов говорят в прессе о 42 млрд. тенге, что составляет около 130 млн. долл. США по текущему курсу. Между тем, исполнителем проекта является иностранная компания, оборудование также приобреталось за рубежом. Следовательно, основная часть средств изначально оплачивалась в валютеПоэтому данные о стоимости проекта требуют уточнения для реальной оценки ситуации.

Кроме того, если данные о хищении миллионов долларов подтвердятся - не приведёт ли это к необходимости дополнительного финансирования проекта? Если же, как заявлялось в СМИ, дополнительного финансирования не потребуется - не означает ли это, что в бюджет проекта изначально закладывалась завышенная сумма, не соответствующая реальным расходам?

2). Каковы процедуры заключения контрактов на реализацию подобных инвестпроектов и насколько достоверно утверждение вышеуказанной Ассоциации, будто холдинг "Байтерек» и созданная им ТОО «Орда гласс» подписали ЕРС контракт на освоение более 52  млрд. тг с иностранной компанией без объявления соответствующего конкурса и проигнорировав предложения об участии со стороны казахстанских производителей? Возможно ли такое в принципе?

3). Правда ли, что финансирование данного проекта производилось инвестфондом Казахстана и Банком развития на таких невероятно щадящих условиях, как 2% годовых на 20 лет, с отсрочкой 5 лет? Есть ли другие примеры, когда не иностранным компаниям, а отечественному бизнесу  эти институты предоставляли бы кредиты на таких же условиях?

4). Правда ли, что даже при таких крупных вложениях, налоговая отдача для бюджета региона от данного проекта ожидается в пределах лишь 220 млн. тенге в год? Т.е., государство взамен всех выделенных средств, получит идентичную сумму в бюджет только через 190 лет?

5). Насколько верно утверждение, будто 70% доли в проекте стоимостью от 130 до 280 млн. долл. были проданы некоему частному ТОО за 12 миллионов долл., причём на деньги государственного венчурного фонда, входящего в систему того же холдинга «Байтерек»? Какова реальная стоимость этой доли, если 70% от 130 - это 91 млн. долл, но никак не 12?

6). В течение какого времени планируется выход проекта на точку безубыточности и получение чистой прибыли?

Для сравнения: на май т.г., в дополнение к двум действующим стекольным заводам, в Узбекистане запланирован ввод в строй новейшего производства в Джизакской СЭЗ, общая стоимость которого составила 110 млн. долл. США, т.е. от 20% до 2,5 раз дешевле кызылординского проекта, при аналогичной мощности 600 тн/сутки. Будет ли продукция казахстанского завода конкурентоспособной при таком разрыве себестоимости?

7). Вызывают вопросы и экспортные возможности, которые были рассчитаны в объёме около 60%. Джизакский завод также планирует бороться за рынок региона, и его перспективы выглядят предпочтительнее. Кроме того, в Туркменистане осенью т.г. будет запущен ещё один завод листового стекла мощностью 250 тн/сутки. В соседней России, по данным Ассоциации, действуют 12 заводов, мощностью от 600 до 1000 тн/сутки, которые сегодня не только обеспечивают себя, но и закрывают 90% казахстанского рынка. Учитывает ли проект эти изменения конъюнктуры? Планирует ли Правительство защищать интересы кызылординского завода, каким образом и какой ценой? В какие дополнительные затраты для государства может обернуться такая поддержка?

8). Никто не ставит под сомнение необходимость диверсификации экономики и налаживания отечественного производства листового стекла. Вопрос в том, чтобы делать это с открытыми глазами, а не вслепую, чтобы точно знать: тот ли это проект, та ли технология и по такой ли цене они нам нужны?

    Ранее израсходованные миллиарды, если они были потрачены непродуманно, не должны служить поводом для наращивания безвозвратных затрат. Планирует ли Правительство провести повторный анализ технико-экономического обоснования проекта, для определения его дальнейшей судьбы, или институты развития продолжат вливать в него очередные миллиарды без «работы над ошибками»?

Надеемся, что изложенные сомнения окажутся напрасными и просим внести ясность в сложившуюся ситуацию.

С уважением, 

              депутаты фракции "Ак жол"