Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Без открытости и конкуренции цифровизация превратится в фетиш – Азат Перуашев призвал правительство ускорить разработку законов, регулирующих цифровую экономику


Премьер-Министру

Республики Казахстан

г-ну Сагинтаеву Б.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

    Глава государства, в Послании народу Казахстана в 2017 г. поручил Правительству принять программу «Цифровой Казахстан», включающую два основных направления:

    - культивировать новые индустрии на основе цифровых технологий,и

    - придать импульс развитию традиционных базовых отраслей.

    За прошедший год программа была принята, госорганы запустили различные проекты, целый ряд услуг действительно перешёл в цифровой формат, сокращается бюрократия. Общество видит и ценит эти усилия.

    В то же время, полагаем необходимым отметить три системные проблемы, без решения которых цифровизация рискует оказаться малоэффективной.

    Первое. Со всей очевидностью можно констатировать, что исполнители сосредоточились на переводе в электронный формат существующих процессов организаций, тогда как реализация основного направления - собственно создание цифровой индустрии – остаётся на уровне предварительных подходов.

    Между тем цифровая экономика не сводится к электронным справкам или автоматизации процессов.

    Речь идёт о появлении новых, ранее не существовавших в природе секторов, товаров и услуг. Так, в международной медицине ставится вопрос о замене многолетних испытаний препаратов – обработкой баз данных, накопленных здравоохранением в мировом масштабе.

    Криминалисты отмечают более успешное раскрытие дел компьютерными программами, замечающими малозначительные детали и неявные почерки преступлений.

    Эксперты говорят о перспективе глубоких перемен в страховой, банковской и фондовой деятельности на основе технологии блочейн, позволяющей накапливать информацию без возможности её искажения задним числом.

    В Йельском университете отмечают успехи роботов-преподавателей, способных донести знания даже до детей-аутистов; компания Neat Galaxy работает над платформой виртуального посещения магазинов, концертов и университетов с эффектом присутствия и прямого контакта.

    В транспортной сфере всё смелее говорится о беспилотных автомобилях и авиатакси, сельхозавиация и магистральные компании отказываются от вертолётов в пользу компактных аппаратов для мониторинга объектов и т.д. и т.п.

    Да, кое-что из этого пытаются внедрять и у нас. Но что было инициировано самими казахстанскими разработчиками, в чём наша страна задаёт тренды цифровизации? Мы о таких примерах не знаем, хотя поле для инноваций более чем широкое. 

    Сегодня мы даже не представляем, какие новые товары, услуги и отрасли экономики появятся через 10-20 лет. Между тем, по прогнозам экспертов, уже через 2 года 25% мировой экономики будет именно цифровой, и эта доля будет только нарастать.

    Более того, страны, оказавшиеся в авангарде этого движения, получат мощнейший импульс развития, что приведёт к постоянному нарастанию разрыва в экономическом развитии и качестве жизни между цифровыми (т.е. успешными) нациями и всеми остальными «лузерами».

    Казахстану важно быть в пуле успешных стран, и работать над созданием собственных цифровых продуктов.

    Иначе мы повторяем ошибку «догоняющей модернизации», которой суждено потреблять чужие разработки. Но ведь «сливки» снимают именно первые, а не те, кто за ними гонится.


    Второе. Очевидно, что в этой работе невозможно обойтись без частной инициативы, без культивирования самых различных бизнес-идей, сочетания науки, предприимчивости и индивидуального мышления.

    Одной из ключевых рекомендаций международных экспертов является ограничение государственного вмешательства в цифровизацию экономики. Правительство должно выступать в роли модератора процесса, но никак не исполнителя.

    У нас же, в силу доминирующей роли государства в экономике, чиновники и менеджеры квазигоссектора сами отбирают проекты, сами дают им преференции и сами собираются их осуществлять.

    В результате такая цифровизация рискует утерять открытость и конкурентность, без которых она превращается в фетиш.

    Другой момент – необходима программа предотвращения «утечки мозгов» из страны. Сегодня молодые казахстанские IT-специалисты уезжают на Запад, в Беларусь, даже в Узбекистан. В ходе недавнего посещения депутатами Мажилиса парка технологий Сколково нам встретились полдюжины казахских юношей и девушек, работающих в разных проектах, а всего в России учится более 70 тысяч (!) молодых казахстанцев. Для сведения – это самое большое количество иностранных студентов в России, больше чем из родственных Беларуси, Украины или миллиардного Китая. Но нужно, чтобы таланты не только учились, но и возвращались на родину.


    Третье. До сих пор помногим направлениям отсутствуют правила игры, правовое регулирование цифровизации.

    За прошедший год в Парламент так и не внесено комплексного пакета законопроектов о поддержке и регулировании цифровой экономики, хотя сфер, требующих выработки ясных подходов, достаточно много. Даже принятый сегодня Мажилисом законопроект «О венчурном финансировании» решает проблему фондирования, но функционирование цифровых проектов, их интеграция и правовой статус в экономике остаются открытыми.

    Более того, по некоторым вопросам чиновники порой заявляют взаимоисключающие подходы. Например, по криптовалютам, которым присущи высокие риски, что не помешало появиться ряду бирж и биткоиновых миллиардеров, уже звучат призывы к переходу на них в международной торговле.

    Некоторые страны запретили криптовалютные операции. Но цифровые технологии не признают национальных границ, и нередко наибольшее количество майнеров и пользователей происходит как раз из стран, запретивших криптовалюты.

    Так и руководство нашего Нацбанка в апреле т.г. заявляет, что намерено запретить операции с критовалютами, включая деятельность бирж.

    Но в то же время, пресса сообщает, что на МФЦА планируется введение рынка цифровых валют, что может стать отличительной и привлекательной особенностью этого института.

    Определитесь пожалуйста, господа. Конечно, запретить можно всё, что угодно. Но мировые тенденции цифровизации от этого никуда не исчезнут, они просто пойдут вперёд, порой ошибаясь, но всё же дальше, чем мы.

    Так может быть, правильнее не запрещать, а регулировать процесс? Есть старая пословица: если не можешь сопротивляться – проникни и возглавь. Но и такой возможности не появится, пока мы не сформируем нормативную базу цифровой экономики.

    Уважаемый Бакытжан Абдирович, депутатская фракция «Ак жол», отдавая должное большой работе Правительства по исполнению программы «Цифровой Казахстан», просит Вас ускорить разработку и внесение в Парламент законопроектов, снимающих подобные противоречия и создающих законодательную базу для поддержки цифровых секторов национальной экономики.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»


А. Перуашев

Е. Барлыбаев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова