Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Азат Перуашев предложил Правительству защитить бизнес от необоснованного изъятия земли в ходе строительства инвестиционных проектов и утвердить конкретные критерии освоения таких участков

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А. У.

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

    Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность и защищённость бизнеса является прозрачность и обоснованность государственной политики в вопросах изъятия земельных участков, выделенных под реализацию проектов.

    Потому что невозможно реализовать ни один инвестиционный или индустриальный проект без возведения соответствующих зданий и сооружений. В воздухе красиво висят только воздушные замки, а для индустриализации надо крепко стоять на земле.

    В данном направлении накопились многочисленные обращения и жалобы предпринимателей на спорные, а иногда прямо необоснованные решения чиновников, нередко граничащие с вымогательством.

    К большому сожалению, суды в этих вопросах, как правило, поддерживают такие иски госорганов, несмотря на время и немалые средства, затраченные предпринимателями на прохождение всех положенных процедур, разработку и экспертизу проекта и т.д..

    В начале года фракция ДПК «Ак жол» обратилась к председателю Верховного суда с просьбой разъяснить правоприменительную практику в данном вопросе и выработать обоснованные подходы в интересах экономического развития и реализации как государственных интересов, так и законных прав предпринимателей.

    В этих целях при председателе Верховного суда создана рабочая группа, которая выявила ряд существенных пробелов в регулировании данной сферы на уровне исполнительных органов и НПА. И эти пробелы можно и нужно устранять.

    Так, ст. 92 Земельного кодекса предусматривает принудительное изъятие земельного участка при истечении выделенного срока, если участок не освоен либо используется не по назначению.

    Вместе с тем, критерии освоения/не освоения законодательно не определены, что позволяет чиновникам изымать участки по собственному усмотрению и создаёт условия для злоупотреблений в отношении предпринимателей.

    В этой связи существует потребность в формировании чётких, понятных и единообразных критериев освоения, исключающих их двоякое толкование.

    Примечательно, что при этом кодексом сделаны исключения по принудительному изъятию для участков, выделенных физическим лицам для ИЖС, где сроки освоения исчисляются только с момента обеспечения такого участка инженерной инфраструктурой. Также предусмотрено право на продление срока освоения для земель сельхозназначения, если участок не мог быть освоен вследствие непреодолимой силы.  

    Но почему-то проявленный здесь здравый смысл не распространяется на участки, выделенные под реализацию инвестиционных проектов в сфере гражданского и промышленного строительства, индустриализации, энергетики, транспорта и т.д.

    Между тем, и такие проекты сталкиваются с объективными препятствиями для освоения, в виде отсутствия инженерных сетей, затягивания госорганами разрешительной документации, либо стихийных бедствий.

    В принципе, проблема не нова. В прошлом году был принят Приказ Министра сельского хозяйства №194, утвердивший Правила выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства, и вроде бы призванный закрыть этот правовой пробел.

    Однако и там вместо утверждения чётких критериев, определение освоения или не освоения земельных участков отдано на усмотрение районных акиматов. Такой подход, вместо единообразной государственной политики, создаёт ещё больше оснований для разного толкования одних и тех же ситуаций.

    Очевидно, что Минсельхоз исходил из ведомственных интересов, поскольку интересы пользователей земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве более-менее защищены, хотя и по ним имеются обращения предпринимателей.

    Но особенно остро нуждаются в подобной защите проекты малого и среднего бизнеса, для которого подведение коммуникаций за собственный счёт просто разорительно, а хождение по кабинетам начальников порой становится серьёзным барьером. Противодействие чиновников, в принципе, тоже можно считать форс-мажором, так как для предпринимателя это также непреодолимая сила.

    А ведь именно МСБ должен выступать драйвером экономики, именно он выполняет роль по внедрению и апробации новых технологий и инновационных решений, именно этот сектор призван обеспечить массовую занятость граждан. 

    И именно у малого и среднего бизнеса сегодня чиновники под формальными предлогами отбирают участки, нанося ущерб, разоряя и пресекая начатую предпринимательскую инициативу. Таких примеров в почте «Ак жола» более чем достаточно.

    В связи с вышеизложенным, уважаемый Аскар Узакпаевич, депутатская фракция «Ак жол» просит Правительство, учитывая начало строительного сезона, в срочном порядке выработать единые критерии освоения земельных участков, а также распространить защитные меры по продлению сроков освоения (с момента подведения инженерных сетей и с учётом форс-мажорных обстоятельств)  не только на ИЖС и земли сельхозназначения, но и для гражданского и промышленного строительства, и прежде всего - объектов малого и среднего бизнеса.

    Свои предложения по критериям освоения фракция готова внести в рабочем порядке.

    С уважением,

    Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А. Перуашев

Е. Барлыбаев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова