Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Председателю Агентства Республики Казахстан
по регулированию и развитию финансового рынка
Абылкасымовой М.Е.
Оглашен 10 февраля 2021 г
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Уважаемая Мадина Ерасыловна!
Первый Президент Казахстана и действующий Глава государства постоянно ставят перед Правительством задачу по развитию и поддержке отечественных товаропроизводителей.
Одним из наиболее эффективных инструментов такой поддержки являются оффтейк-контракты, гарантирующие долгосрочный закуп всей выпускаемой продукции предприятия.
Наличие оффтейк-контракта позволяет бизнесу уверенно привлекать и инвестировать капитал в основные средства предприятий, проводить модернизацию производства и планировать окупаемость инвестиций.
В Казахстане пионером и, к сожалению, пока единственным системным проводником оффтейк-стратегии на уровне корпоративной политики выступает Фонд «Самрук-Казына». Причём, Фонд использует данный инструмент и для расширения ассортимента отечественной продукции, стимулируя производство товаров, ранее не производившихся в Казахстане.
В настоящий момент ФНБ «Самрук-Казына» одобрено 37 оффтейк-контрактов в отраслях машиностроения, нефтехимии и телекоммуникаций. Объем запланированных инвестиций по этим проектам составляет свыше 218 миллиардов тенге, с созданием около 2 000 новых рабочих мест.
Из наиболее успешных можно привести пример - оффтейк-договора с ТОО «Asia Trafo» по производству высоковольтных трансформаторов, на сумму 6 млрд.тг., которые ранее импортировались из других стран. Благодаря упомянутому договору, заводу удалось расширить производство и покрыть рынок нацкомпаний данной продукцией.
На этой неделе планируется заключение еще нескольких оффтейк-контрактов на сумму более 70 млрд.тг.
Но в ходе реализации таких проектов выявилась необходимость доработки данного формата, выходящей за рамки компетенции Фонда.
Так, на «Samruk Business Forum» в прошлом году Правительство заявило, что типовая форма оффтейк-контрактов согласована с Ассоциацией финансистов Казахстана, и эти контракты будут приниматься банками второго уровня в качестве залогового обеспечения при кредитовании под реализацию данных проектов.
Однако на практике отечественные промышленники сталкиваются с тем, что в банках ссылаются на отсутствие соответствующих норм в банковском регулировании и отказывают в финансировании оффтейк-контрактов. В результате реализация важных проектов, актуальность и эффективность которых для экономики признана на уровне Фонда национального благосостояния, – оказывается под угрозой срыва.
Ещё более нелепой эта ситуация выглядит в отношении Банка Развития Казахстана. 100%-ным владельцем и Фонда «Самрук-Казына», и Банка развития является государство.
Государство в лице Фонда выступает гарантом поступления средств по оффтейк-контракту, и опять же государство в лице Банка БРК, отказывается принимать эти гарантии (можно сказать, свои же гарантии) в обеспечение кредита.
При этом финансовая устойчивость Банка Развития Казахстана определяется на основе параметров Банка, их пороговых значений и методики расчета, определяемых Правительством Республики Казахстан, а значит, принятие оффтейк-договоров Банком развития Казахстана в качестве твердых залогов определяется Правительством Республики Казахстан.
Кроме того, учитывая прекращение с 1 января т.г. норм по поддержке отечественных товаропроизводителей в деятельности иностранных инвесторов, ранее предусмотренной Кодексом о недрах, полагаем необходимым распространить механизм оффтейк-контрактов не только на структуры «Сармук-Казына», но и на систему госзакупок и закупок крупных иностранных недропользователей.
В этой связи, депутатская фракция Демократической партии «Ак жол» просит решить следующие вопросы практической реализации механизма оффтейк-контрактов:
внести необходимые дополнение в банковское регулирование, для признания оффтейк-контрактов в качестве залогового обеспечения по кредитам, связанным с выполнением таких проектов;
внести аналогичные дополнения в регулирование деятельности Банка развития Казахстана;
Распространить практику заключения оффтейк-контрактов на систему госзакупок и закупок крупных недропользователей, в т.ч. - путём прямых переговоров с ведущими иностранными инвесторами.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
А. Перуашев
А.Абильдаев
Е. Барлыбаев
Б. Дюсембинов
С.Ерубаев
Д. Еспаева
А.Жумабаева
К.Иса
А.Линник
Е.Өмірғали
М.Раманкулов
А.Сембинов