Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол» требует защитить законных собственников ж/д путей, подвергшихся рейдерству

Оглашен 30 марта 2022 г.                                         Премьер-Министру Республики Казахстан

Смаилову А.А.

Генеральному Прокурору

Республики Казахстан

Асылову Б.Н.

Председателю Агентства по защите и развитию конкуренции

Республики Казахстан

Жумангарину С.М.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Уважаемый Берик Ногаевич!

Уважаемый Серик Макашевич!

24 марта т.г., при Правительстве была создана Комиссия по демонополизации экономики страны.

Как сообщается на официальном сайте Премьер-Министра, основными направлениями работы Комиссии указаны вопросы передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиа активов и в других отраслях.

Демократическая партия «Ак жол» приветствует это решение и считает его давно назревшим, и даже - перезревшим.

Депутатские запросы о фактах незаконной монополизации экономики ранее неоднократно направлялись нашей фракцией, но до сих пор такие обращения годами натыкались на безразличие и фактическое попустительство олигополиям со стороны и антимонопольных, и правоохранительных, и судебных органов.

Так, с 2017 года нами неоднократно направлялись депутатские запросы о беспределе в сфере железнодорожных подъездных путей. Но в ответ приходили отписки.

Что говорить, если госорганы саботировали даже прямое поручение Президента поэтому же вопросу, данное им 26 января 2021 г.

И лишь после повторного поднятия Президентом данной проблемы в Мажилисе Парламента 11 января текущего года (после Кровавого января), начались какие-то движения.

Так, по очередному запросу фракции «Ак жол» от 26 января т.г., поступил ответ Генерального прокурора о том, что возбуждены разбирательства и уголовные дела в отношении ответственных чиновников.

Кроме того, Антимонопольное ведомство сообщило, что тарифы монополистов снижены на 90-95%.

Это конечно радует, но такой подход не решает проблему. Ведь ничто не мешает монополистам, как только шум вокруг них уляжется, вновь поднять тарифы на те же 95% или даже больше. Весь предыдущий опыт показывает, что чиновники умеют быть глухими и годами не замечать таких манипуляций.

Поэтому в запросе от 26 января т.г. мы требовали не просто снизить тарифы, а изучить законность приобретения подъездных путей нынешними монополистами и передать их самим эксплуатантам, т.е. тем предприятиям, которые на этих путях и работают.

Мы приводили конкретные примеры сомнительности право обладания этих путей конкретными монополистами. В ответе Антимонопольного агентства эта информация нашла подтверждение – так, сообщается, что указанное в нашем запросе АО «ЦТС» действительно приобрело в 2015 г. 318 путей за 1,7 млрд тг., а в настоящее время каким-то образом и безо всяких торгов оказалось собственником уже 705 путей.

При этом утверждается, что якобы «фактов нарушений не установлено».

Фракция «Ак жол» не может согласиться с таким ответом. В запросах мы доказывали, что значительная часть этих путей была захвачена рейдерским путём, через несправедливые судебные решения, противодействие КТЖ, а иногда и просто путём перерегистрации чужой собственности без ведома законных владельцев.

В почте «Ак жол» имеются множество подобных обращений, когда АО «ЦТС» и другие монополисты забирали у предприятий их собственные тупики и заставляли платить многомиллионные суммы за проход вагонов по их же территории. Только за последний месяц поступили такие обращения от ТОО «Астык коймалары», ТОО «Союз-сервис», ТОО «Экон Энерджи», ТОО «Павлодарская нива» и др., из самых разных регионов. Таких обращений более чем достаточно. Мы направляли эти обращения в госорганы, но чиновники даже сегодня их не видят в упор.

В этой связи вызывают вопросы заявленная цель вышеуказанной Комиссии по демонополизации - вернуть необоснованно приватизированные объекты в государственную собственность.

Такой подход не учитывает многолетнюю практику рейдерства, когда олигополии незаконно, используя коррупционные механизмы, захватывали ж/д пути не только у государства, но и у частных предприятий.

Без решения этой проблемы, без восстановления справедливости, решения Комиссии будут неполноценными, предприниматели и производители так и останутся платить монополистам за собственные пути и закладывать эти расходы в себестоимость товаров, раскручивая инфляцию.

В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» требует, в рамках работы Комиссия по демонополизации экономики, не только отменить незаконную приватизацию объектов у государства, но и поднять вопрос об отмене судебных и иных решений, связанных с рейдерскими захватами ж/д путей у их прежних законных собственников.

Для этого предлагаем указанной комиссии принимать заявления от предприятий по фактам рейдерства ж/д путей со стороны монополистов, а Генеральной прокуратуре – рассмотреть вопрос о внесении протестов в Верховный суд, КТЖ, Минюст для отмены незаконных решений по таким основаниям, без учёта срока давности, ввиду системных перекосов в работе госорганов в прежние годы.

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»