Оглашен 12.10.2022
Первому заместителю
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Р.В. Скляру
Депутатский запрос
Уважаемый Роман Васильевич!
Как известно в июле месяце этого года, приказом МСХ были введены ограничения на экспорт зерна в виде квотирования на экспорт пшеницы и муки, и которая была отменена только недавно в сентябре месяце.
Несмотря на ожидание положительного результата, введение запрета на экспорт и распределения квот привело к массовым проблемам. В конце августа производители уже имели свежий урожай и могли обойтись без квот. Самый большой минус в том, что отечественные производители потеряли хорошую цену. Сегодня цена, понизилась и соответственно многие крестьяне не могут рассчитаться по своим обязательствам перед кредиторами. Но сегодня крестьяне столкнулись еще с одной проблемой.
Эта проблема заключается в том, что экспортеры не могут своевременно получать зерновозы и порожние вагоны на станции отгрузки. Грузоотправители не имеют возможности планировать отгрузку с элеваторов, срывают сроки поставки по контрактам, а также несут расходы по выставленным штрафам от КТЖ за неисполнение плана перевозки.
Кроме этого важно отметить, что на станциях погрузки присутствует острая нехватка маневровых локомотивов. При подходе вагонов на станцию отправления, вагоны на элеватор подаются с большой задержкой (иногда до 4–5 суток). Затем складывается аналогичная ситуация и при сдаче оформленных партий. При этом экспортерам выставляются станционные простои как от КТЖ, так и от собственников вагонов. В следствии проблем с отгрузками, многие элеваторы переполнены, и крестьяне не могут реализовать зерно, и соответственно недополучают значительные валютные поступления, использование которых положительно повлияло бы на развитие аграрного потенциала страны.
Исходя из вышеизложенного предлагаем:
- Полностью отменить штрафные санкции в отношении грузоотправителей зерна и продуктов его переработки за невыполнение плана перевозки и сверхнормативный простой вагонов на станционных и прочих ж/д путях, допущенный по причине несвоевременного предоставления КТЖ маневровых и магистральных локомотивов;
- Создать при КТЖ оперативный штаб по вопросам движения вагонов с обязательным включением в его состав представителей бизнеса (вагоновладельцев и грузоотправителей) для принятия комплексных мер по увеличению скорости движения поездов
С учетом срочности и важности этого вопроса просим дать ответ в устной форме 19-го октября, на следующем пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.
С уважением,
Депутаты Мажилиса Парламента РК,
Члены Комитета по аграрным вопросам
Б. Сартбаев
Е. Барлыбаев
Б. Оспанов
А. Бердалин
К. Абасов
А. Уисимбаев
М. Тулепберген
Б. Торгаев
Ф. Каратаев
А. Амирханян
А. Конуров
Н. Ожаев
Ш. Осин