Уисимбаев
Аскарбек
Съезбекович

Член Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VII созыва

Обращение к депутату
в Мажилисе состоялась презентация проектов Законов РК «О личных подсобных хозяйствах» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности личных подсобных хозяйств».
Главой государства перед Правительством была поставлена задача по определению правового статуса ЛПХ (личных подсобных хозяйств), установлению конкретных инструментов их господдержки, развитию потенциала с вовлечением в создание региональных продуктовых хабов, обеспечению доступа ЛПХ к рынкам сбыта сельхозпродукции и пастбищным ресурсам. На презентации Министр сельского хозяйства Е.Ш.Карашукеев подробно представил данные законопроекты и ответил на вопросы депутатов. Депутат Аскарбек Уисимбаев высказал свое нижеследующее мнение по законопроекту. Изучив предлагаемый проект Закона РК «О личных подсобных хозяйствах» сразу складывается первое впечатление, что проект носит декларативный характер. Закон не отражает реальные механизмы и рычаги, которые бы позволили решать вопросы регулирования деятельности ЛПХ и их развития. Нужны конкретные нормы, позволяющие решать проблемные вопросы данного сектора. Согласно данного проекта компетенция уполномоченного органа т.е. МСХ РК сводится лишь к мониторингу ситуации и оказанию методической помощи. Считаем, что как раз МСХ должен дать четкие инструкции, вплоть до разработки предельных нормативов содержания сельхозживотных с учетом потенциала того или иного региона республики. При этом имея ввиду потенциал необходимо принимать за основу наличие пастбищных и других угодий, исторически сложившихся традиций ведения домашних хозяйств и т.д.. Так, например, для южных регионов развитие в рамках ЛПХ огородничества, бахчеводство, садоводства. В результате в рамках гос.регулирование создание условий для доступа к орошению сектора домашних хозяйств. Для регионов имеющих наличие достаточных площадей сельхозугодий – пастбищ применить нормативы позволяющие содержать такое экономически целесообразное количество сельхозживотных, которое позволило удовлетворять собственные потребности домашнего хозяйства и реализовывать излишки. Одним из критериев при этом должно стать не допущение ухудшения качественных показателей угодий, а тем более их деградация (пастбищ). В предложенном проекте, вся так скажем «грязная» работа возлагается на местные исполнительные органы это и утверждение нормативов и субсидирование стоимости услуг кооперативов, поисково-разведывательные работы по подземным водам и т.д. Статью 6 необходимо полностью пересмотреть в части организации реального исполнения и возможностей МИО. Проект предусматривает государственную поддержку только через кооперативы, но мы знаем что в кооперативы входят лишь самая малая часть данного сектора т.е. данная форма не охватывает большую часть домашних хозяйств, соответственно концептуально не решается вопрос государственного регулирования и поддержки данного сектора. В целом, с учетом данных предложений считаем необходимым доработать законопроект усилив регулятивную роль государства и усилить меры поддержки со стороны государства при этом не сводить только лишь субсидированием, более того возможно и исключить её. Законопроект должен быть направлен на создание государством приемлемых условий для деятельности личных подсобных хозяйств. При этом необходимо обеспечить ветеринарную безопасность и держать эпизоотическую ситуацию под контролем. Одной из основных целей законопроекта должно быть законодательное обеспечение сбыта продукции ЛПХ, создание социально-экономических зон по сбыту продукции, обеспечив вовлечение общей системы ЛПХ. Это повысит как благосостояние сельского населения, так и загрузку сырьем перерабатывающие заводы и минизаводы. Таким образом, исходя из вышесказанного, принятие данного законопроекта ставится под большое сомнение - отметил депутат А.Уисимбаев