Вопросы и ответы

Вопрос

Теме: Есть предложения как исправить ситуацию с неправильным распределением финансовой помощи перерабатывающим предприятиям. Уважаемый Президент Нурсултан Абишевич!!! То что, правительство приняло решение оказывать финансовую помощь перерабатывающим предприятиям вообщем правильно. Однако, в частности сахарные заводы закупают за рубежом сырье в объемах намного превышающих 70% и лишь малая доля составляет сахарная свекла отечественных свекловодов. В то же время правительство сделала запрет на ввоз сахара в республику, что дает возможность сахарным заводам увеличить объем продаж, иметь сверхприбыли перерабатывая импортное сырье , при этом значительная часть финансовой помощи ввиде валюты УХОДИТ ЗА ГРАНИЦУ. ПОЧЕМУ НЕ ПРОДУМАНО ЭТО РЕШЕНИЕ ВСЕСТОРОННЕ?? Как сделать чтобы финансовая помощь из государственного бюджета не уходила за границу в карман зарубежным посредникам и переработчикам сахарного тростника - могу поделится своими предложеними, если считаете что этот вопрос серьезный. С уважением, Казкен Кенжебаев. инженер- машиностроитель, 54 года Город Семей. 4 апреля 2008 год


Ответ

В конце февраля правительство приняло постановление "О введении количественных ограничений на ввоз отдельных видов товаров", предусматривающее введение квот на импорт белого сахара в объеме 47 тыс. тонн и их распределение между юридическими лицами, являющимися переработчиками белого сахара на срок до 1 октября 2008 года. Выходу данного документа в свет предшествовали выступления Ассоциации производителей сахарной свеклы и сахара, говоривших об угрожающем росте для отечественной сахарной индустрии импорта сладкого продукта. В Министерстве сельского хозяйства введение квот объясняют в первую очередь стремлением поддержать отечественное производство. В Казахстане ставки импортной таможенной пошлины на белый сахар независимо от сырья составляют 30%, но не менее 0,12 евро за килограмм. Казахстан оставался единственной страной в СНГ, не внесшей поправок в режим ввоза продукции из сахара-сырца, переработанного под таможенным контролем. Это позволяло бизнесменам соседних стран реализовывать толлинговые схемы, при которых сахар-сырец ввозится, например, в Россию из Бразилии и не облагается таможенной пошлиной при условии, что полученная из данного сырья продукция поступит на внешние рынки, в том числе и на рынок Казахстана. Это делало нерентабельной работу отечественных сахарных заводов и, как следствие, производителей сахарной свеклы". Защита внутреннего рынка от демпинговой сахарной экспансии позволит казахстанским заводам наладить рентабельное производство, а также будет способствовать возрождению производства сахарной свеклы. Между тем, такие страны СНГ, как Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан, позаботились о принятии мер по защите собственных рынков. Они либо ввели запрет, либо внесли изменения в режим ввоза белого сахара, произведенного из сахара-сырца, и на продукцию, поступающую вне квоты, например, в Россию, вводится пошлина, фактически закрывающая ей доступ на рынок. Согласно прогнозам мирового аналитического агентства F. O. Licht, в 2008-2009 маркетинговом году мировое производство сахара составит 169,1 млн. тонн (в том числе 133,6 млн. тонн тростникового и 35,5 млн. тонн свекловичного). Соотношение производства сахара из тростника и свеклы составит 79% и 21% соответственно, хотя еще 10-15 лет назад, на долю свекловичного сахара приходилось 25-30% от общего объема мирового производства данного продукта, и инвестиции в мировую сахарную промышленность за этот срок увеличились на порядок. Ведущими мировыми производителями сахарного тростника на сегодняшний день являются Бразилия, Индия, Китай и Пакистан. Основное производство сахарной свеклы сосредоточено в США, Франции, Германии, Турции, Китае и России. На протяжении последних двух лет графики мировых цен на сахар напоминали качели: ценовые показатели то взлетали до невиданных за последние двадцать с лишним лет высот (как в феврале 2006-го, когда они приблизились к $500 за тонну), то падали до $190, как, например, в мае прошлого года. Сегодня правительство предпринимает определенные меры по поддержке свеклосеющей отрасли. В частности Минсельхоз разрабатывает проект программы развития производства сахарной свеклы и белого сахара на 2008-2010 годы. В программе планируется предусмотреть меры по расширению посевных площадей, организации сети семеноводческих хозяйств, субсидированию минеральных удобрений, кредитованию техники оборудования. Ассоциации производителей сахарной свеклы и сахара, должен решить вопрос укрупнения крестьянских хозяйств, создания крупных кооперативных структур, которые на договорной основе с сахарными заводами будут производить сахарную свеклу и сахар. В рамках поддержки отрасли принято решение об увеличении субсидий на выращивание сахарной свеклы с 11000 до 50000 тенге на гектар. В процессе выращивания сахарной свеклы аграрии вкладывают в один гектар150-165тыс.тенге и, если порядка 30% затрат будет субсидироваться государством, можно полагать, что крестьяне проявят интерес к выращиванию несправедливо оказавшейся на обочине культуры. На сегодняшний день республика располагает гораздо меньшим, чем прежде, земельным ресурсом для выращивания сахарной свеклы. В 1990-е годы, ранее принадлежавшие свекловичным колхозам и совхозам земли, были поделены на паи и переданы в собственность крестьянам. В результате на территории, где когда-то работало почти 130 крупных хозяйств, сегодня трудятся свыше 14 000 мелких и средних сельхозпроизводителей, имеющих в собственности от силы 50 гектаров земли. Наиболее заметно посевные площади под сахарную свеклу уменьшились за последние 10 лет. В 2006 году под посевы данной культуры было отведено лишь немногим более 14 тыс. га. На небольших площадях, имеющихся в настоящее время в распоряжении крестьянских хозяйств, очень трудно выращивать свеклу - нет возможности использовать современную технику, рассчитанную на более масштабное производство, внедрять аграрные технологии, чтобы поддержать плодородие почвы и, как следствие, не приходится рассчитывать на высокие урожаи. Не лучшим образом на состоянии свекловичной отрасли в республике сказался дефицит качественного семенного фонда, доля которого в обеспечении хозяйств не превышает 2,5%. Одним из факторов, объясняющих тяжелое положение свекловичной отрасли, игроки рынка считают низкий уровень технической оснащенности. Абсолютному большинству мелких производителей, на которых сегодня и держится отрасль, покупка современной техники не по карману, не могут аграрии-одиночки получить и кредиты на приобретение нового оборудования. По сравнению с 1995 годом, когда парк уборочной техники насчитывал 577 единиц, в 2006 году "в строю" осталось около 170 машин. При этом изношенность машинно-тракторного парка достигает 80%, а оборудования сахарных заводов - превышает 60%. Недостаток техники для посевных и уборочных работ не только сдерживает развитие посевных площадей, но и обусловливает высокие потери урожая. Год от года ухудшается состояние оросительных систем. По мнению представителей ассоциации, в некоторой степени снять напряженность в данной сфере помогло бы создание МТС, оснащенных необходимой техникой и материальными ресурсами, а также организация при сахарных заводах сервисных центров по обслуживанию мелких крестьянских хозяйств. Непростые производственные реалии, с которыми вынуждены иметь дело казахстанские аграрии, занимающиеся возделыванием сахарной свеклы, себестоимость свекловичного сахара остается высокой, и с точки зрения цены он не сможет конкурировать с продуктом, произведенным из тростникового сырца. Во многом именно по этой причине в свое время отечественные перерабатывающие предприятия переориентировали производства со свекловичного сахара на переработку тростникового сырца, завозимого из Кубы, Аргентины, Бразилии. Не в пользу применения в качестве исходного сырья старой доброй сахарной свеклы выглядел производственный расклад и с позиции человеческого фактора. Если для производства сахара из тростникового сырца достаточно держать в штате предприятия 400-500 человек, то переход на переработку свеклы вызовет необходимость увеличить число персонала до 1200 человек, что влечет дополнительные затраты и соответственно - рост себестоимости готовой продукции. Таким образом, производство сахара из отечественного сырья за последние 10-12 лет практически сошло на нет: если в 1995 году на долю свекловичного сахара в общереспубликанском объеме сахарного производства приходилось 36,6%, то в 2006-м-менее 8%. Внутренняя потребность республики в сладком продукте составляет порядка 550-600тыс.тонн, мощности же пяти действующих на территории республики сахарных заводов рассчитаны на ежегодное производство 790 тыс. тонн сахара. В прошлом году казахстанские сахарные заводы выпустили 328 тыс. тонн продукции, но за последние годы только три предприятия перерабатывали свеклу; львиную долю готовой продукции выпускают из импортного сахара-сырца. По причине дефицита сырья ряд сахарных заводов был вынужден свернуть производство. В 2006 году закрылся Алакольский сахарный завод, в прошлом году наступили не простые времена для сахарного завода в Бурундае, хотя в результате недавно проведенной модернизации на этом предприятии было установлено современное оборудование ,позволяющее организовать производство сахара стандарта "Кока-Кола",используемого в производстве кондитерских изделий и напитков. По данным отраслевой ассоциации, 2007 год был отмечен ростом сахарного импорта на 53%: если в 2006 году доля ввозимого сахара не превышала 15,8% от общего объема потребляемого на рынке республики продукта, то в 2007 году она достигла 30,3% (или порядка 139 тыс. тонн), причем около 97% импортного сахара не облагалось таможенными пошлинами. В общем объеме сахарного импорта порядка 94% приходится на долю России. Накануне принятия постановления о введении квот, в нынешнем году российские производители планировали поставить в Казахстан по 150-250 тыс. тонн белого сахара. Такое количество сопоставимо с совокупным объемом производства двух отечественных заводов, и потому, считают представители Ассоциации производителей, введение ограничений на ввоз белого сахара направлено прежде всего на защиту отечественных перерабатывающих предприятий.