Вопросы и ответы

Вопрос

По поручению Главы государства от 2008 года в правоохранительной системе была осуществлена административная реформа. Структура МВД, по информации тогда ещё пресс-секретаря – начальника Управления Б. Коджахметова, претерпела некоторое изменение, главным образом это произошло за счет переименования Департаментов в Комитеты путем их объединения. Однако известно, что данные изменения были проделаны еще 21 апреля 2006 года по постановлению Правительства РК N 313, т.е. еще до поступления поручения Президента. Но руководство Министерства преподнесло это переименование, как исполнение поручения Президента, добавив к нему незначительную «оптимизацию», объединив четыре самостоятельных управления, создав на их базе два департамента, т.е. опять-таки раздув штат. И снова МВД проинформировало общественность через уже начальника Департамента Б. Коджахметова, что структура и штаты наиболее оптимально переработаны, остались только самые нужные и ответственные должности. Опять же из доклада Б. Коджахметова стало известно, что оставшимся в МВД сотрудникам за счет оптимизации и реорганизации ежеквартально стали выплачиваться премии. Мало кому известно, но согласно указанию МВД в каждом Управлении, Департаменте и Комитете Центрального аппарата Министерства создан 30% резерв вакантных должностей, на которые не набирают сотрудников, и за счет которых остальные 70% должны работать, отсюда и набегает экономия для премиальных выплат. Таким образом, вся проведенная в МВД оптимизация штатов является голословной, если работу десяти сотрудников могут выполнять семеро, а начальников Департаментов за счет объединения самостоятельных Управлений стало больше, также как количество их замов и начальников уже структурных (т.е. в составе Департамента) Управлений. Даже видя, что оставшиеся 70 % сотрудников справляются с возложенными на МВД функциями, Министерство не стало сокращать свои раздутые штаты, предпочитая экономить и выплачивать премии, не поднимая реально заработную плату своих сотрудников.На фоне изложенного, хочется задать вопросы, почему 30 % МВД постоянно вакантны, если нет смысла их занимать, то зачем же бюджетные деньги так нецелевым методом осваиваются? Почему надзорные и контрольные органы, Правительство, Агентство по делам государственной службы РК, Счетный комитет не интересуются откуда в МВД ежеквартально выходит такая экономия? Зачем открыто заниматься дезинформацией населения, заявлять об исполнении поручений Главы государства, если происходит такой беспредел? И еще если имеющиеся 30 % штатов не нужны МВД, почему бы их реально не сократить и не направить сэкономленные деньги на социальные проекты, которые по прежнему остро нуждаются в финансировании?


Ответ

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2007 «О некоторых мерах по дальнейшему проведению административной реформы», (далее – Указ) руководителям государственных органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Республики Казахстан (далее - государственные органы), предоставлено право: 1) самостоятельно принимать решения о сокращении штатной численности работников государственных органов и их территориальных подразделений; 2) использовать средства государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Республики Казахстан, высвободившиеся в результате сокращения штатной численности в соответствии с настоящим Указом, на повышение оплаты труда работников государственных органов путем установления надбавок. Кроме того, пункт 5 Указа предусматривает ограничение внесения в Парламент Республики Казахстан законопроектов и принятие решений о наделении государственных органов дополнительными функциями и полномочиями, требующими увеличения установленных на 1 января 2007 года лимитов штатной численности работников государственных органов. В настоящее время законопроекты, увеличивающие штатную численность государственных служащих, на рассмотрении Парламента Республики Казахстан не находятся. Вместе с тем, сообщаем, что согласно Конституции Республики Казахстан, в стране существует три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Каждой ветви власти определены задачи и цели, и соответственно они наделены необходимыми полномочиями. В этой связи, Ваше письмо касательно административной реформы, проведенной в Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, относится к компетенции Правительства Республики Казахстан.