Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Перуашев: Налоговая поддержка социальных расходов бизнеса сократит пробелы государственной системы соцзащиты – в рамках поручений Президента по духовной модернизации необходимо увеличить нормы отнесения на вычеты спонсорских расходов до 10 %

 Премьер-Министру

                                                                                                                                               Республики Казахстан

                                                                                                                                               Сагинтаеву Б. А.

 

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович! 

В опубликованной неделю назад статье Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", Президент Н.А.Назарбаев развернул формулу дальнейшего развития Казахстана, начатую в нынешнем Послании и конституционной реформе.

К двум прежним категориям – сильной государственности и рыночной экономике, - он добавил третью составляющую - прогрессивную волю, выраженную через национальную идентичность и дух перемен.

При этом, Нурсултан Абишевич подчёркивает, что - цитирую: "Важнейшая миссия  духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания".

На наш взгляд, речь не столько об этнической составляющей, сколько о преодолении тенденций социального недоверия, как результата меркантилизации рыночных отношений и расслоения на бедных и богатых.  

Свойственные любому развивающемуся обществу проблемы материального неравенства, а также искусственно раздуваемые порой социальная рознь и нетерпимость – представляют вызов самоидентификации нации, как единого целого.

Считаем, что важным механизмом преодоления поляризации национального сознания должно стать своевременное решение актуальных социальных проблем, а также понимание успешными гражданами своей ответственности за судьбу и жизненные перспективы всей страны.

Собственное благополучие никому не должно мешать думать и заботиться о тех, кто нуждается в нашей поддержке. Это наши люди и наша страна.

Не случайно Глава государства в указанной статье делает упор на культуре прагматизма: "Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, но не роскоши...".

В свою очередь, существующие проблемы не должны заслонять от общества необходимость верить в свои силы, преодолевать социальную апатию, доверять успешным соотечественникам и поощрять их добрые начинания.

Отказ от социальной и этической розни, взаимное уважение и взаимное доверие - залог нашей национальной идентичности как единого общества и единой нации.

Именно об этом говорит Президент, когда в рамках программы «Туған жер» поручает оказывать содействие бизнесменам и другим гражданам, которые хотели бы поддержать свою малую родину, найти разные формы поддержки и социального уважения, включая механизм спонсорской помощи.

"Здесь огромное поле для работы" - подчеркнул Нурсултан Абишевич.

Нужно отметить, что поручения о стимулировании социальной ответственности бизнеса давались Президентом неоднократно с 2008 года. Многие предприниматели, как ответственные граждане своей страны, включились в активную социальную политику, что отмечается ежегодной Президентской премией "Парыз".

В то же время, формы поддержки таких инициатив до сих пор ограничиваются исключительно моральными стимулами, хотя международный опыт показывает гораздо большую эффективность мер экономического стимулирования.

Так, по данным Международного центра некоммерческого права, в ряде развитых социально-ориентированных стран разрешено относить на вычеты расходы по спонсорской помощи (социальным организациям) до 10 процентов и более от налогооблагаемого дохода.

В Казахстане же ст.133 Налогового кодекса установлена норма 3-4% процента, которая вдобавок крайне усложнена для практического применения.

Получается, отечественный бизнес, оказывая благотворительность,  обязан платить с неё налог, как на собственную прибыль. Эта практика безусловно сдерживает развитие социальной активности предпринимателей.

Начиная с 2008 года Союз "Атамекен" неоднократно предлагал госорганам увеличить эту норму до 10%, однако неизменно получал отказ со ссылкой на "затратность льгот".

Однако налоговое поощрение благотворительности не есть льгота для бизнеса, так как эти деньги не идут в карман предпринимателю.

Они лишь расширяют возможности для поддержки социальных проектов и организаций, оказания помощи больным детям, малообеспеченным семьям, ветеранам, причём нередко - именно там, где у государственных органов не доходят руки. С этой точки зрения, налоговая поддержка социальных расходов бизнеса увеличивает эффективность и сокращает пробелы государственной системы социальной защиты.

Ввиду поручений Лидера нации по духовной модернизации нации, поддержке спонсорской помощи и социального уважения, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Правительство разработать конкретные механизмы стимулирования социального взаимодействия, и в том числе, - в рамках разработки нового Налогового кодекса увеличить норму отнесения на вычеты расходов на спонсорскую помощь бизнеса социальным проектам и организациям с нынешних 3-4 до 10 процентов.

Считаем, что активизация социальной политики предпринимателей может сыграть важную роль в преодолении материального и ментального разрыва между бедными и богатыми, в консолидации национального сознания и формировании открытости нашего общества вызовам современности.

С уважением,

депутаты фракции «Ак жол»