СТАМБЕКОВ Е.Д. Рақмет, құрметті Ерлан Жақанұлы.
Менің сұрағым Ұлттық Банктің Төрағасына
Уважаемый Тимур Муратович! У меня тот же самый вопрос, который задавал коллега, но уже через призму доходности Национального фонда, поскольку мы совсем недавно приняли закон по вопросам выплат детям из Национального фонда. Конечно, как отметил мой коллега, данный вопрос теперь будет под пристальным вниманием общественности. В этой связи у меня два вопроса.
Мы понимаем, что среднегодовая взвешенная расчетная единица была взята нами за последние 18 лет. Где и как сегодня размещаются деньги Национального фонда?
Второй вопрос: какое лично у Вас видение по увеличению данной доходности, чтобы, как мы обещаем нашим гражданам, средства росли и увеличивалась их доходность?
Спасибо.
ТӨРАҒА. Включите микрофон Председателя Национального Банка.
СҮЛЕЙМЕНОВ Т.М. Сұрағыңызға рақмет.
Мне кажется, очень правильный вопрос, он действительно напрямую связан с тем вопросом, который был до этого.
Выплаты будут производиться из Национального фонда. Соответственно, здесь должно быть, как минимум, три фактора:
1) должны быть стабильные поступления, это зависит от цены на нефть, металлы,
налогового администрирования, о чем также сказал Премьер-Министр;
2) все зависит от нашей фискальной дисциплины, сколько мы будем брать из Национального фонда, передавать в качестве целевых и гарантированных трансфертов;
3) управление Национальным фондом тем портфелем, который остается в фонде после изъятий и трансфертов.
На данный момент, как вы знаете, у нас есть стабилизационный и сберегательный портфели. Стабилизационным мы называем более ликвидную часть –17 процентов, это около 10 миллиардов. Он нужен для того, чтобы в случае резкого ухудшения ситуации мы могли эти ликвидные активы быстро продать и соответствующими трансфертами помочь бюджету, если вдруг сложится такая ситуация. Оставшиеся 83 процента –более долгосрочные и среднесрочные инструменты, которые направлены на получение большей доходности.
У нас распределение было 80 на 20, то есть 20 процентов было вложено в акции и иные инструменты финансового рынка, а 80 процентов –в облигации развитых стран. Как вы знаете, облигации развитых стран очень надежные, но при этом они не дают большого
дохода, то есть доход и риск –это обратные величины.
Что мы делаем для того, чтобы более прогрессивно и с большим доходом управлять Национальным фондом? Мы меняем эту пропорцию с 20 на 80 на 60 на 40, то есть 60 процентов все равно будут оставаться в долгосрочных бумагах (надежных, но низкодоходных), 40 процентов мы хотим инвестировать в более высокодоходные активы.
Здесь крайне важно соблюсти этот тонкий баланс. Если мы чересчур увлечемся прибылью в 2025–2026 годах, то можем потерять в долгой перспективе. Здесь нужно исходить из того, что за весь период пребывания в этой системе был получен доход, а не в каком-то конкретном году.
Норвежский фонд, который часто приводят в пример, допустим, в прошлом году потерял около 20 проценто от своей стоимости именно из-за того, что у него была довольно агрессивная политика: он вкладывал много в акции, но сразу потерял достаточно большой объем.
Мы этот баланс будем искать путем изменения этой локации –распределения активов. «Национальный фонд –детям» на нас налагает дополнительную ответственность, которую мыпонимаем. Рақмет.