Стамбеков
Ерлан
Дәулетұлы

Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Қаржы және бюджет комитетінің мүшесі

Депутатқа хат
Бірыңғай сатып алушыны құру бойынша заңнамалық түзетулер (мәселе)

   Мои вопросы адресованы Министру энергетики и заместителю Председателя АЗРК.

      Недавно принятые законодательные поправки по созданию единого закупщика на рынке электрической энергии ставили своей основной целью стимулирование ввода новых мощностей, привлечение инвестиций, создание реальной конкуренции между электростанциями, обеспечение равного доступа на оптовом рынке.

      Как мы знаем, подобная модель существует на рынке мощности с 2019 года. Однако, по сведениям АЗРК, эта структура рынка зарекомендовала себя непривлекательной для конкуренции. Так, если в первый год проходили реальные торги за сбыт мощности единому закупщику, то в последние три года

конкуренции между станциями не наблюдается.

     Кроме того, есть вопросы по доступу к услугам самого единого закупщика в лице ТОО «РФЦ». Скажите, пожалуйста, Алмасадам Майданович, какие меры принимаются министерством по созданию конкуренции между станциями за продажу электроэнергии единому закупщику?

      И вопросы Рустему Нурлановичу.  Насколько будет обеспечен равный доступ к объемам электроэнергии электроснабжающим организациям и потребителям от единого закупщика? Как прорабатывается этот вопрос с Министерством энергетики? Спасибо.

      ТӨРАҒА. Пожалуйста, Министр энергетики.

      СӘТҚАЛИЕВ А.М. Большое спасибо за вопрос.

      Вы в своем вопросе достаточно четко обозначили цели создания единого закупщика. Основная цель –ввод новых мощностей, то есть это мера на период дефицита мощностей. Этот орган создается для того, чтобы обеспечить единую закупку и конкурентную среду на рынке за счет эффективного управления, централизации контроля доходности станций в условиях дефицита, контроля за конечными отпускными ценами, обеспечить возможность за счет офтейк-контрактов (долгосрочных контрактов) приобретения электроэнергии и ввода новых мощностей. Когда эти мощности будут введены, когда будет конкуренция,

тогда уже можно будет вернуться к идее –оставить этого единого закупщика или нет.

      В условиях отсутствия конкуренции, дефицита электроэнергии достаточно сложно обеспечить развитие конкуренции. Тем не менее мы понимаем, что конкуренция возможна в какие-то определенные часы, в какие-то определенные периоды времени. Когда у нас будет эта возможность, то в рамках правил единого закупщика предусмотрена возможность проведения анонимных торгов на понижение. Ключевым фактором будет именно наименьшая стоимость электроэнергии. Торги будут проводиться постоянно, они будут

абсолютно прозрачными. Мы обеспечим доступ всем желающим к энергосистемам и возьмем его на особый контроль. В рамках работы торговой системы будет обеспечена абсолютная конкуренция за счет внедрения алгоритмов, а данные торги будут осуществляться без участия человека.

       ТӨРАҒА. По единому закупщику, пожалуйста, Агентство по защите и развитию конкуренции.

    

        АХМЕТОВ Р.Н. Уважаемый Ерлан Даулетович, спасибо за вопрос.

        Мы сейчас отрабатываем с Министерством энергетики правила функционирования оптового рынка, правил единого закупщика.  Да, есть большие риски в части распределения электроэнергии между поставщиками электроэнергии, «цементирования» монопольного положения вертикальных групп, компаний.

       Что касается неконкурентных торгов электрической мощности, то факт есть. На самом деле последние два года продавали по максимально предельной цене ввиду отказа государственной станции ГРЭС-1 от реализации 50 процентов своей мощности.  По данному эпизоду мы будем принимать меры антимонопольного реагирования или направим материалы в правоохранительные органы. Спасибо